22/04/2014 10:39

Игры оттенков

Казалось бы, в эпоху, когда на компьютере за пару часов можно создать любое изображение, которое только возникло у вас в голове, а на 3D-принтере можно распечатать хоть искусственный орган, хоть пистолет, та или иная техника гравюры может заинтересовать только историков искусства. Однако в Королевской академии искусств решили посвятить очередную выставку способу печати гравюр «кьяроскуро» (chiaroscuro), который был изобретен в конце XV — начале XVI столетия, а заодно и объяснить посетителям выставки, чем интересна эта техника.

Чтобы не растеряться на выставке Renaissance Impressions, первым делом стоит не рассматривать гравюры, но проследовать в небольшой закуток с правой стороны от входа на выставку и посмотреть содержательное видео о процессе создание гравюры в технике кьяроскуро. В противном случае будет сложно понять, что же в них особенного.

Если переводить слово «кьяроскуро» на русский язык, то буквально получится «светотень». Главное отличие кьяроскуро заключается в том, что эта техника позволяет получать цветные гравюры — пусть чаще всего они и выполнены в каком-то одном цвете. Для создания гравюр в технике кьяроскуро художники могли использовать по 4-5 досок, каждая из которых отвечала либо за контуры, либо за какие-то оттенки цвета (более темные или, наоборот, светлые участки гравюры). Видео поможет посетителям выставки разобраться в основных стадиях техники кьяроскуро, что позволит смотреть на гравюры итальянских и немецких мастеров уже другими глазами.

Сама выставка организована в хронологическом порядке и начинается с гравюр двух немецких мастеров — Лукаса Кранаха-старшего и Ганса Бургкмайра-старшего. Многие немецкие и голландские художники стали перенимать эту технику цветной гравюры, однако некоторые, как, например, Альбрехт Дюрер, считали, что добавлять цвет в свои гравюры им нет никакой необходимости, и оставались верны своей любимой ксилографии.

Чуть позже кьяроскуро распространилось и на территории Италии, где самым известным художником, работающим в этой технике, стал Уго да Карпи: именно он достиг наибольшего мастерства в этой технике. На выставке представлено множество его работ. Некоторые из них гравер делал по работам Рафаэля под руководством самого художника. Если немецкие художники использовали для своих гравюр две-три деревянные доски, на которых были вырезаны контуры рисунка, то Уго да Карпи мог использовать по 5-6 досок в попытках сделать свои гравюры как можно более объемными. В отличие от немецких граверов, да Карпи гораздо больше внимания уделял роли цвета и оттенков, почти отказываясь от использования контуров.

Мастерство да Карпи стало причиной появления множества последователей гравера, которые также использовали для своих работ технику кьяроскуро. Королевская академия предлагает не только ознакомиться с работами основоположников этой техники, но и узнать, как кьяроскуро продолжало развиваться в Европе.

 

До 8 июня

Вход: £10

 

 

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024