Обычно герои рубрики «Наши на старте» начинают свой бизнес в Великобритании, чтобы заработать, осуществить давнюю мечту или удовлетворить амбиции. Но случай Анастасии Королевой не вписывается в рамки обычного. Будучи американской бизнес-леди с тремя успешными карьерами, она создала в Лондоне два стартапа, чтобы «вернуть долг» обществу, которое дало ей множество прекрасных возможностей как зарабатывать, так и удовлетворять амбиции, — а их в свое время было немало.
Плохая девочка
В школе Анастасия была безнадежна. Когда учителя и одноклассники хором объявили ей, что логический предел ее мечтаний — поступление в ПТУ, и вообще, она должна быть счастлива, если в будущем ее не посадят в тюрьму, она не стала спорить с мрачным прогнозом и «похоронила себя». А дело было всего лишь в том, что Анастасии было катастрофически скучно учиться в московской школе предперестроечного периода, и из-за своего поведения она приобрела репутацию двоечницы и самой плохой девочки в классе (тогда в таком звании еще не было перца).
Так продолжалось до 13 лет, пока однажды в дело не вмешался случай в лице собственной мамы, которая провела с дочерью серьезный разговор. Но не о поведении, из-за которого ее неоднократно вызывали «на ковер» к директору, а о мечте. «Неожиданно для меня вместо упреков мама просто спросила, чем бы я хотела заниматься в жизни помимо того, чтобы прогуливать уроки, отсиживаясь в кинотеатре „Улан-Батор“, — начинает рассказывать Анастасия. — Сначала я не хотела признаваться в своих тайных мечтаниях поступить в Московский государственный университет на журналистику и просто отшучивалась фразами о том, что для меня все потеряно и у меня ничего не выйдет. Но мама все-таки выпытала мои тайны (на то она и мама) и убедила меня в том, что я сдам экзамены и соберу публикации, необходимые для поступления! В конце концов, какой бы никчемной я себя ни считала, у меня было два года на подготовку и никто не мешал мне попробовать!»
Настины университеты
Удивительно, но всего после одного разговора, пришедшегося вовремя, Анастасия настолько поверила в свои силы, что через год в ее портфолио уже было несколько радио-интервью с наиболее яркими политиками страны того периода и шестнадцать публикаций в лучших изданиях страны. «Было похоже на эффект сжатой пружины. Я много лет настолько не верила в себя, что когда совсем чуть-чуть поверила, мне захотелось сразу доказать всему свету, что я могу. В итоге в свои 14 я стала печататься в „Совершенно секретно“, „Московском комсомольце“ и разговаривать с политиками для радио. Больше всего мне запомнилось интервью с Жириновским, который кормил меня конфетами и очаровал своей наглостью, — смеется Анастасия. — А когда наступил декабрь 1988-го, я поехала в Берлин, чтобы наблюдать объединение Германии и описывать происходящее с точки зрения тинейджера. В момент наступления Нового (1989-го) года, когда люди в порыве экстаза прорвались через стену, пограничники не стали им мешать и в небе зажглись фейерверки, я плясала на стене и без документов переходила в Западный Берлин из Восточного. Чуть позже в Восточном Берлине я присоединилась к группе студентов, занявших дом, владельцы которого перебрались в Западный Берлин, и нас пыталась выкурить оттуда полиция. После чего я отправилась в Чехословакию на выборы, в которых победил Вацлав Гавел. Получалось, что я присутствовала на важнейших событиях перестроечного времени. Обо всем этом я радостно строчила в московские газеты».
В поисках трудных путей
Естественно, о школе Анастасия напрочь забыла, а одноклассники только недоумевали, зачем ей все это нужно. Однако учителя с радостью взялись за эксперименты в образовании в духе времени и организовали в школе специализированные классы, где «физики и лирики» старшего возраста были разделены бетонной стеной. И пока «физики» решали уравнения, недоступные для понимания «лириков», «лирики» занимались скучнейшими предметами для «физиков» — литературой, историей и культурой речи. «Я, естественно, попала в специализированный журналистский класс, — говорит Анастасия. — Сначала мне было жутко интересно изучать литературу, которую начали преподавать свободно, по-новому. Но через год подумала, что карьера журналиста для меня закончилась, потому что мне было нечего доказывать ребятам из журналистского класса. А я ведь была буквально наэлектризована амбициями!»
Поэтому Анастасия решила поступать вовсе не на журфак, а туда, «куда поступить было сложнее всего» — в то время это был юридический факультет МГУ. «Конечно же, меня все обсмеяли, — вспоминает Анастасия, — но я решила: всем докажу и поступлю. И поступила. А что дальше? Надо же продолжать доказывать! Поэтому, помимо учебы, на втором курсе я пошла работать full-time в американскую юридическую фирму. Это было невероятно интересно, потому что в России тогда принимались новые законы, и я сама, будучи студенткой, поучаствовала в написании закона „О рынке ценных бумаг“. Мне казалось, что это новый уровень по сравнению с подростковой журналистикой. Но важно понимать, что это была немного другая Дума, которая принимала немного другие законы. В то время юриспруденция в Москве — это было самое интересное, что можно было делать!»
Азарт во время кризиса
Следующим витком раскручивания спирали амбиций Анастасии стало получение степени магистра в New York University, после чего она собиралась въехать в родную Москву победительницей на белом коне. «Но опять-таки помешали амбиции, — вздыхает Анастасия. — Это был 2000 год, когда в США рухнул фондовый рынок и наступил кризис. С моей тогдашней повернутостью на доказывании всего и всем с утра до ночи на меня это подействовало, как красная тряпка на быка. Я подумала: „Вот! Это то, что нужно! Я не поеду в Москву, потому что мне надо найти работу в США, чтобы доказать всем, что я могу отлично устроиться в момент, когда все теряют работу“. Я фанатично включилась в поиск работы и через четыре месяца постоянных отказов нашла должность в Skadden, Arps, Slate, Meagher & Flom LLP & Affiliates, которой можно было гордиться».
Но как раз в Америке, где амбициями никого не удивишь, к Анастасии начало приходить понимание того, что есть вещи и поважнее. «На новой работе мы так много и интенсивно работали, — вспоминает Анастасия, — что у меня не хватало времени даже на сон. Мой личный рекорд — 63 часа не выходить из офиса: работать и не спать, пока я не упала в обморок. Опыт был сумасшедший, но это была не жизнь. После пяти лет такого темпа я решила бросить, потому что устала от культуры юристов и банкиров, хотелось попробовать что-то новое, к тому же я стала думать о том, чтобы создать семью».
Дивный новый мир стартапов
Так Анастасия попала в первый в своей жизни стартап, компанию Intermedia. «Именно там я поняла, что все это время в США я занималась совсем не той юриспруденцией, которая была в России, хотя и работала по 20 часов в сутки, — говорит Анастасия. — Я наконец-то встретила людей, которые делали что-то свое, что-то настоящее, похожее на то, что я помнила по московским временам. Я стала ездить в Кремниевую долину и все больше погружалась в мир молодых компаний, венчурных капиталистов, бизнес-ангелов и питчей (pitch). Это было время создания и развития технологий, которыми теперь пользуются миллионы. В какой-то момент двое сотрудников компании изобрели способ дешево звонить за границу. Тогда мы еще не знали, что с этим делать, поэтому просто получили патент на изобретение и зарегистрировали примитивный сайт keku.com, на котором можно было узнать, что это такое».
Компания была основана в 2007 году, и в скором времени сайт обнаружили комьюнити выходцев из Индии, и без всяких вложений со стороны изобретателей технология стала приносить прибыль. «Я начала вплотную заниматься этим проектом, — говорит Анастасия. — Потому что технология позволяла масштабировать сервис до любых объемов, при этом в компании работало всего три человека, одним из которых была я. После моей корпоративной жизни это было очень необычно. Но скоро набрали популярность Skype и другие компании-конкуренты, которые нарушали наш патент. Мы начали со всеми судиться. И в какой-то момент мне пришлось вести семь судов одновременно. В итоге мы со всеми договорились, но я поняла, что больше не хочу ничего никому доказывать, у меня уже есть и карьера, и семья. Мне просто захотелось быть женщиной, мамой. А это значит, во-первых, создать свой собственный бизнес, который помог бы другим женщинам, а не просто был технологичным, а, во-вторых, это значит отплатить какой-то формой благодарности обществу, которое сделало для меня возможным все то, что со мной случилось».
Hooply: бизнес для всех
В 2009 году Анастасия переехала в Великобританию. И уже здесь на свет появилось мобильное приложение Hooply, которое позволяет любому человеку попробовать себя в бизнесе. Однако направлено оно в первую очередь на тех, кому бизнес вести сложнее всего — родителей (в основном мам), у которых растут дети. По сути, это мобильный рынок для родителей, где можно продать все те детские вещи, которые уже не нужны, или купить все то, что может понадобиться, по сниженным ценам. «Можно просто взять смартфон, пройти по дому, сфотографировать все, что хочешь продать, и нажать одну кнопку, — объясняет Анастасия. — После нажатия кнопки весь „товар“ автоматически загружается в красивый магазин, который я создавала любовно и долго. Идея всего этого предприятия элементарно проста — создать возможность делать бизнес с помощью одной кнопки. Ведь для регистрации и создания своего магазина в приложении не надо опыта продаж, инвестиций и бумажной волокиты. То есть подход максимально демократичный: попробовать себя в бизнесе могут все, кто никогда до этого не пробовал, в особенности мамы, на которых висят маленькие дети».
Однако самое интересное в приложении Hooply — вовсе не дизайн и легкость регистрации, а возможность стать частью комьюнити молодых родителей и фолловить каких-то продавцов, вещи которых вам наиболее симпатичны. «Например, вы нашли какого-то продавца, у которого дети на год старше ваших, — объясняет Анастасия, — и вы видите, что дети того же пола, и вам в целом нравятся эти вещи, потому что они качественные, из хороших магазинов. Вы можете начать фолловить этого продавца и постоянно покупать вещи у него. И, кто знает, может быть, герцогиня Кембриджская тоже тайно продает у нас коляски принца, из которых он вырос».
Как появился shoot.com
Но если у герцогини наверняка есть личный фотограф, который умеет хорошо сфотографировать коляску для размещения в онлайн-магазине, то у большинства простых пользователей фотографа нет. И перед Анастасией встала неожиданная проблема: «Пользователи начали загружать ужасные фотографии. А я много месяцев создавала этот виртуальный рынок с лучшим дизайн-агентством Лондона. Я не хотела делать e-bay, который выглядит, как динозавр, — говорит Анастасия. — Наоборот, я хотела создать милое, уютное, женственное, красивое современное приложение, где мамам было бы приятно проводить время в поисках нужных вещей. А тут эти фото, которые все портят! Я была расстроена».
Тогда Анастасия решила нанять фотографов, которые бы помогли спасти ситуацию хотя бы в больших городах. Стала искать кого-то, кто пройдет по домам продавцов и сфотографирует коляски и чепчики. Но обнаружила, что профессиональное фото чепчика стоит дороже самого чепчика. «Тут я вспомнила старое и подумала, что это возможность для бизнеса! — делится Анастасия. — Я стала думать, что же надо сделать, чтобы снизить цены на услуги фотографов? Ясно, что надо создать явную конкуренцию и увеличить количество заказов. А для этого нужна интернет-платформа по поиску фотографов!»
Тогда Анастасия выкупила домен shoot.com и построила на нем платформу для поиска фотографа на любой случай жизни. «Сервис устроен так, что вы просто идете на сайт, выбираете город и категорию съемки, — говорит Анастасия. — Но на этот раз я постаралась сделать сервис настолько визуально эффектным, насколько возможно! Все-таки речь идет о визуальном искусстве, фотографии. Поэтому после выбора города и категории на экране появляется множество примеров работ разных фотографов, и вы простым кликом собираете себе в галерею все работы, которые вам нравятся».
Каково же удивление пользователей, когда они просматривают свою галерею отобранных работ и обнаруживают, что половина фотографий сделана одним и тем же фотографом. То есть глаз человека неосознанно все равно тянет-ся к какому-то одному автору или стилю. Это значительно облегчает выбор мастера. «Ведь если чьих-то работ в вашей галерее десять, а чьих-то две — то ясно, кого выбирать. При этом все знают, что главная проблема покупателей — сложность выбора. Поэтому, если выбирать станет быстрее и легче, то и заказов будет поступать больше, со всеми вытекающими последствиями, которые включают в себя увеличение объема заказов и снижение цен. Это как раз то, что нужно мне для развития моего искусно сделанного магазина для родителей, — подытоживает Анастасия. — Таким образом, я убила четырех зайцев: создала два бизнеса, начала помогать зарабатывать другим людям и научилась получать истинное удовольствие от своей работы, до которой я наконец дозрела».
Фотограф на любой случай: www.shoot.com
Мобильное приложение: Hooply, www.hooply.co.uk
Кристина Москаленко