Несмотря на то, что отношения между Россией и Западом ухудшаются не по дням, а по часам и на территорию РФ уже запретили ввоз пищи материальной из ЕС, Америки, Канады и Австралии, обмен духовной пищей все-таки продолжается и перекрестный Год культуры между Россией и Великобританией идет своим ходом. На данный момент лучшими мероприятиями перекрестного Года стали выставки в британских музеях и галереях, и если вы уже успели восхититься размахом выставки Малевича в Tate Modern, то самое время направиться в The Photographers’ Gallery, где в ближайшие два месяца будут рассказывать о развитии цветной фотографии в России.
Совсем недавно на Первом канале вышел новый документальный фильм Леонида Парфенова «Цвет нации», в котором рассказывается история одного из самых известных фотографов имперской России — Сергея Прокудина-Горского. В отличие от этого замечательного фильма (который, кстати, покажут в Лондоне в пятницу, 15 августа), выставка в The Photographers’ Gallery значительно расширила как число художников, фотографии которых используются на выставке, так и временные рамки. Самые ранние цветные снимки, которые можно найти на этой экспозиции, датируются 60-ми и 70-ми годами XIX века, когда фотографы создавали цветные снимки, раскрашивая их вручную. Есть там и работы Прокудина-Горского, который несколько лет потратил на то, чтобы заснять в цвете самые разные регионы Российской империи.
В отличие от фильма Парфенова, которого больше интересует виды царской России и то, что с ними стало за время советской власти, на выставке есть и цветные фотографии, сделанные фотографами в советское время: тут и коллажи Александра Родченко и Варвары Степановой, и официальные снимки Дмитрия Бальтерманца с Хрущевым на первом плане, и радикальные фотографии Бориса Михайлова.
Выставка рассказывает о технике создания ранних цветных снимков, когда фотографам приходилось использовать три фильтра (синий, зеленый и красный), чтобы получить одну цветную фотографию, об экспериментальных коллажах, которые создавали фотографы и художники в ранние годы советской власти, а также о том, как к моменту прихода Сталина к власти цветная фотография стала редким, но метким орудием пропаганды. И не зря снимки, сделанные во времена царской России, находятся с советскими фотографиями не только в разных залах, но и на разных этажах: настроение у них совершенно разное. Советская власть быстро поняла, как можно использовать цветные фотографии в политических целях, и долгие годы этим пользовалась, запретив при этом массовое использование цветной фотографии.
Вне зависимости от политических взглядов на российское прошлое, каждому стоит взглянуть на эту фотографическую выставку, которая объясняет, как менялась жизнь на 1/6 части суши в конце XIX и начале ХХ вв.
Кстати, те, кого эта тема особенно заинтересует, могут также посетить выставку Close and Far: Russian Photography Now в галерее Calvert22, где рядом со снимками Прокудина-Горского представлены фотографии современных российских художников.
До 19 октября
Вход: бесплатный
thephotographersgallery.org.uk/primrose-russian-colour-photography-2