Если вы знаете, почему лондонский проездной называется »Oyster», то вам несложно догадаться, почему новый сервис для краудсорсинга фотоматериалов в интернете называется необычным для технических проектов словом »Lobster».
По одной из версий, изначально лондонский проездной, который работает на всех видах транспорта, хотели назвать »Octopus». По аналогии с осьминогом — он раскидывает щупальца и втягивает в себя билеты на все виды транспорта. Но название оказалось занято транспортной системой Гонконга. Тогда агентство Saatchi & Saatchi придумало использовать для названия лондонского проездного устрицу, которая, помимо того, что собирает все, что лежит на ее пути, еще и ассоциируется с надежностью и роскошью. Это сработало.
Лобстер в необычной индустрии
Создатели платформы Lobster для покупки и продажи пользовательского контента об этой истории не слышали, но назвали свой проект Lobster, потому что сервис, над которым они работают, собирает, как лобстер в океане, фото и видео пользователей в интернете (Instagram, Flickr) и с разрешения пользователей автоматически делает фото доступными для легальной покупки.
«Еще одна причина, по которой было выбрано такое название, — объясняет одна из основателей проекта Ольга Егоршева, — это потому, что Lobster — звонкое, запоминающееся название, о котором спрашивают все инвесторы. А это отличный повод начать диалог. Когда мы запускали платформу, мы ни в коем случае не хотели использовать в названии такие слова, как „picture“, „market“, „sell“ и их комбинации, которые настолько невыразительны, что их невозможно запомнить. С другой стороны, суть нашего сервиса заключается в том, что он ищет не однотипные картинки из фотостоков, а живые свежие фото пользователей, которые они сами выкладывают в социальные сети. Мы начали думать о каком-то абстрактном существе или механизме, который может собирать разнообразные элементы для своих нужд, и кто-то из нас вспомнил про лобстера, который ползает по морскому дну, вылавливая из потоков воды все самое полезное! Такой образ и само слово „lobster“ показались нам довольно свежими в среде интернет-проектов, и мы зарегистрировали IT-компанию с таким названием».
Красивые и веселые картинки
Ольга начала задумываться о своем бизнесе, когда ей было 16. Когда же на экономическом факультете МГУ, где она училась, начались практические занятия по управлению бизнесом, ее папа, предприниматель и основатель компании «Компьютер для любителей фото», предложил помогать ему в семейном бизнесе. «Мы разрабатывали стратегический план и концепцию развития бизнеса, я участвовала в ежедневных делах компании, проводила интервью с кандидатами на начальные должности, работала с клиентами и фотографами, занималась маркетингом. Именно тогда я увлеклась миром фотографии, начала интересоваться медиапроектами. Этот опыт дал практическую основу юношеской мечте основать собственную компанию и изменить мир», — улыбается Ольга.
В 2006 году, после окончания университета Ольга решила понять, как построены лучшие международные компании, и, получив стипендию от BI Norwegian School of Management, поехала в Осло по программе Master in International Management & Marketing совместной с MBA в парижской ESCP Europe. Преподаватель по предпринимательству парижской части программы пригласил ее работать в Deutsche Post DHL для разработки стратегии роста на развивающихся рынках.
«Пять лет в компании я занималась стратегией, бизнес-планированием и открытием нового подразделения в России, а также запуском инновационных логистических продуктов для e-commerce, — говорит Ольга. — Это дало мне отличный практический опыт корпоративного предпринимательства и маркетинга. Уже здесь я частично столкнулась с тем, что использование живых и интересных картинок из соцсетей в большинстве компаний невозможно, хотя это именно тот контент, который наиболее привлекателен для потребителей. Я заметила, что картинки в фотостоках очень стандартные и однотипные. Актуальной эта проблема, так же как и проблема цены лицензий в фотобанках, стала, когда я начала делать веб-страницы в конструкторе Weebly. Таким образом я пыталась протестировать собственные бизнес-идеи и потенциальные проекты. Мне не хотелось копировать контент других людей в соцсетях без их согласия, и так возник вопрос: почему мы не можем продавать свои фото в Instagram и давать другим людям возможность использовать их в работе легально?»
США или Великобритания?
В одном здании с Ольгой на факультете ВМК училась Мария Ионцева — в будущем один из лучших дизайнеров и специалист по user experience в компании ABBYY, а также сооснователь и UX-директор проекта «Lobster». Ольга вместе со своим другом и коллегой Марии, Андреем Дмитриевым, который руководил отделом тестирования словарей Lingvo вABBYY, часто обсуждала идеи собственных проектов. Когда трое встретились, чтобы наконец начать собственный проект, идея маркетплейса пользовательского контента показалась наиболее масштабируемой и увлекательной. «Мы начали обдумывать идею, — говорит Мария, — создали „минимальный жизнеспособный продукт“ (mvp), начали общаться с медиаагентствами и стартапами из разных стран. Проблема не была выдумана нами. Наши друзья из небольших агентств в неформальных интервью за обедом часто переживали из-за того, что копируют чужой контент из Google Images. Тогда мы обратились за мнением к крупным агентствам. Те тоже оценили идею покупать лицензированный контент из Сети, отражающий образ жизни потребителей, пусть это будут даже селфи с любимым брендом. В итоге получилось, что наш бизнес завязан на соцсетях, и нам стало понятно, что основная аудитория покупателей пользовательского контента находится на развитых, в основном англоговорящих рынках. Как раз в это время бизнес-климат в России стал резко ухудшаться, особенно для информационных компаний, и мы начали выбирать страну, где мы бы хотели поставить свой бизнес на ноги: США или Великобритания?»
С одной стороны, США — это Кремниевая долина и лучшее место для стартапов, с другой — рынок США больше сосредоточен внутри страны и ограничивает рост в таких направлениях, как Европа, Латинская Америка, Азия. К тому же Великобритания, в отличие от США, очень активно привлекает предпринимателей, которые создают рабочие места и инновации, поэтому, пока в США Марк Цукерберг и коллеги только лоббируют облегчение правил получения визы для предпринимателей со всего мира, в Великобритании такая виза существует: Tier 1 (Entrepreneur).
Для того, чтобы получить визу Tier 1 (Entrepreneur), нужно создать в Великобритании стартап и привлечь инвестиции в размере £200 тыс. из любых источников или £50 тыс. от аккредитованных стартап-акселераторов и венчурных фондов. «Мы воспользовались этой возможностью и зарегистрировали компанию в Лондоне, — говорит Ольга. — Кроме того, Мария уже жила здесь, и нам с Андреем было проще переехать в Англию, чем в США. В январе этого года я приехала в Лондон для того, чтобы встречаться с инвесторами и презентовать проект в финальном отборе акселератора Wayra, а в марте акселератор инвестировал в наш стартап необходимую сумму. Акселератор предоставил нам отличный офис в центре Лондона, где мы общаемся с более чем двадцатью другими стартапами и менторами, например, из Mashable. Мы нашли новые стратегии роста количества пользователей платфрмы. А количество фото и видео Lobster выросло в 25 раз — до 100 тысяч».
iTunes для продажи контента социальных медиа
Отличие сервиса Lobster от фотостока состоит в том, что продавать свои фотографии на платформе может любой пользователь Instagram или Flickr. Для того, чтобы продать фото, нужно один раз зайти на платформу ilobster.it, принять условия продажи и авторизовать свой аккаунт в Instagram или Flickr. Можно поставить галочку в поле «Sell All», и после этого все фотографии из вашего аккаунта будут автоматически появляться в продаже. Но если вы хотите попробовать продать фото своего утреннего кофе, но ни за что и никогда не отдадите никому фотографию любимого кота, нужно просто убрать галочку, которая разрешает продажу всего контента, и начать ставить хэштег #ilobsterit только под теми фото, которые хотите продать. Сервис автоматически будет забирать фото с этим тегом из Instagram или Flickr. Вместе с фото на платформу попадут также ключевые слова, дата и местоположение. После чего фото автоматически становится доступным для поиска по этим параметрам и легальной покупки медиаагентствами, журналистами и другим пользователями.
«Такая технология делает работу сервиса очень простой, — говорит Мария. — По сути вы один раз принимаете условия, даете нам название своего аккаунта и продолжаете пользоваться любимыми соцсетями в обычном режиме. С тем только отличием, что под фото, которые вы хотите продать, вы ставите один дополнительный хэштег #ilobsterit. Остальное происходит автоматически. И если кто-то купит ваше фото или видео, вам на почту придет уведомление, а на PayPal оплата (вы получаете 75% от назначенной цены). На данный момент цены на все фотографии стандартизированы, но мы работаем над возможностью дифференцировать цены в зависимости от рейтинга автора и целей использования. Сейчас наша лицензия позволяет пользователям продавать право на неограниченное неэксклюзивное коммерческое использование, при этом авторские права остаются за пользователем, и он может продавать один и тот же материал кому угодно и сколько угодно раз. Легально все утроено, как на фотостоках, разница лишь в том, что наш контент более живой, эмоциональный, нестандартный и менее избитый и банальный по сравнению с фотостоком. И главное — контент поступает в режиме реального времени и со всего мира».
Не копировать, а покупать
«Для многих агентств — это глоток свежего воздуха, — объясняет Ольга. — Ведь теперь у них есть механизм легального использования пользовательского контента, который нравится людям. А для многих людей, которые пользуются соцсетями, — это возможность, не делая ничего для себя нового или необычного, заработать на кофе или на пинту. Мы также работаем над тем, чтобы ввести опцию пожертвовать заработки от лицензирования и продажи фото на благотворительность. Для многих это также эмоциональное вознаграждение — знание, что их фото или видео используются другими людьми для работы и что их не копируют, а покупают и используют легально. Сейчас мы ведем переговоры с новостным порталом Mashable, который планирует запустить пробные покупки фото на Lobster для своих рекламных проектов, а также с сервисом для создания сайтов Wix, который рассматривает возможность интегрировать Lobster в свою галерею фото. Мы очень надеемся на это сотрудничество, потому что это означает, что миллионы пользователей, которые создают свои сайты на платформе, смогут легко покупать фото по $1-3 у других пользователей, а не пользоваться скопированными картинками».
В ближайших планах Ольги, Марии и Андрея — создать и популяризировать глагол «to lobster something» по аналогии со словами «гуглить» или «твиттить», которые произошли от названий сервисов. «Мы много работаем над тем, чтобы пользователи всех соцсетей, которые хотят продать свою фотографию, видео или аудио, использовали хэштег #ilobsterit, — говорит Мария. — Уже сегодня по этому тегу мы находим и показываем фото для продажи на нашем маркетплейсе. Однако для пользователей, не привыкших использовать хэштеги и готовых продавать все свои фото из Instagram и Flickr автоматически, у нас есть опция „Продавать все“ — „Sell All“. Такая функция нравится людям с большим количеством старых фото и профессиональным фотографам, у которых в старых альбомах на Flickr забыты тысячи красивых качественных фотографий. И именно сейчас, может быть, кто-то ищет именно эти фото для того, чтобы использовать в своем проекте. Так почему бы вам их не продать, просто подписавшись на сервис и поставив наш хэштег?»
Продать фото в соцсетях: #ilobsterit, http://ilobster.it/marketplace
Кристина Москаленко