Давид родился и вырос в Грузии, Тбилиси, в артистической семье. В возрасте десяти лет начал обучение в Тбилисском хореографическом училище имени Вахтанга Чабукиани под руководством своего отца — Николоза Махатели. В 16 лет выиграв балетный конкурс Prix de Lausanne (Швейцария), получил предложение продолжить обучение в Королевской балетной школе в Лондоне. После окончания школы был приглашен в Голландский национальный балет, а в 1996 году стал солистом в труппе Хьюстонского балета (США). С 2003 года — приглашенный солист «Королевского балета, Ковент-Гарден», а в 2007 году стал Премьером этого театра.
Репертуар Давида Махатели очень многообразен и включает ведущие партии в классических балетах: «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Баядерка», «Онегин» и так далее, а также партии в неоклассических балетах — Ульяма Форсайта, Начо Дуато и других. Давид Махатели — лауреат международных конкурсов в Швейцарии, Франции и России.
Мы поговорили с художественным руководителем гала-концерта Давидом Махатели о том, насколько сложно организовать гала-концерт и о звездах балета.
Вы из очень артистической семьи, наверное, невозможно представить вашу жизнь вне сцены. Была ли мысль заняться чем-то кроме балета?
В раннем детстве я мечтал быть космонавтом (смеется), уж не помню почему. Но если говорить серьезно — никогда не думал, чтобы связать свою жизнь с какой-то другой профессией, а не с балетом. Я вырос в артистической среде, и все мое детство было связано с театром, где работали мои бабушка с дедушкой и мои родители. Моя судьба как танцовщика была предопределена.
Когда мы с вами переписывались, вы были в Панаме, теперь вот Финляндия, затем Лондон. Как вы относитесь к таким частым переездам?
Для артистов балета гастроли и частые переезды из страны в страну, из города в город — это привычное дело.
Живя в разных странных, впитывая разную культуру, кем вы все-таки себя ощущаете: европейцем, человеком мира?
Я в полной мере ощущаю себя космополитом.
А как вы любите отдыхать?
Я люблю рисовать, пишу маслом, также профессионально занимаюсь фотографией.
Вы где-то учились живописи?
Нет, нигде специально не учился. Лет в восемь-девять начал рисовать маслом, делал много эскизов, любил срисовывать портреты, пейзажи, а в шестнадцать все забросил — не было ни времени, ни возможности. Только совсем недавно вернулся к этому. Это вдохновляет. Написал уже четыре картины. Кто знает, может быть, со временем проведем выставку.
Жизель[/caption]
Расскажите о своем проекте D& D? Как родилась идея?
Аббревиатура D& D расшифровывается как Dance& Dancers («Танец и Танцовщики»), идея создания которого пришла, когда я танцевал в Королевском балете. Уже тогда я стал организовывать гала-концерты в Афинах, начал сотрудничать с Кремлевским балетом, а также совместно с Ольгой Балаклеец, директором ENSEMBLE PRODUCTIONS, проводить балетные вечера в Лондоне.
Я знаю, как это работает изнутри, поэтому артисты, которые сотрудничают со мной и которых я представляю как агент, всецело доверяют мне, а это очень важно для создания хорошей творческой атмосферы. Кроме того, одна из основных задач нашей компании — открытие новых имен в мире балета. Меня часто приглашают в жюри балетных конкурсов. Наша компания не раз отмечала одаренных молодых танцовщиков и предоставляла им уникальную возможность выступать на одной сцене со звездами мирового балета. Для молодых талантов это очень важно.
То есть в вас есть еще и коммерческая жилка.
А как же, как и у любого директора. (смеется)
Иногда складывается ощущение, что сейчас происходит некая коммерциализация балета: очень многие рекламные компании, кинофильмы задействуют артистов балета. Как вы к этому относитесь?
Это вполне объяснимо. Балет — изящное искусство. Многие бренды хотят, чтобы их олицетворяли с этой утонченностью. А рекламные проекты, в свою очередь, интересны многим артистам балета, потому что каждый хочет попробовать себя в чем-то новом.
Вы хотели бы попробовать себя в театре, кино, рекламе?
В фотосъемках я участвовал. А попробовать себя в кино или театре, конечно, было бы интересно. Но пока такой возможности не было.
В гала-концерте «Иконы русского балета» предполагается участие артистов балета из Большого театра, Мариинского театра, Королевского лондонского балета и других балетных трупп. Насколько сложно организовать такое огромное шоу?
Очень сложно, хотя бы по той причине, что у всех артистов — очень плотный рабочий график. Довольно непросто договариваться с директорами театров, чтобы отпустили того или иного артиста.
Что самое главное в вашей работе как художественного руководителя?
Самое главное — собрать интересные номера и составить программу. Очень много артистов, которых хочется представить на вечере, но, к сожалению, мы должны учитывать временные рамки. Это в Японии можно сделать гала-концерт на шесть часов, в Лондоне такое не пройдет. Без «золотой» классики балета не обходится ни один концерт, поэтому у нас в программе есть па-де-де из «Дон Кихота», «Ромео и Джульетты», «Щелкунчика» и других балетов. Но кроме этого много новых интересных номеров, которые, надеюсь, порадуют взыскательную лондонскую публику.
Фото: Андрей Успенский[/caption]
Когда вы смотрите балет, вам удается отключиться от того, что вы — артист балета, сложно не замечать ошибки?
Я предпочитаю смотреть балет из-за кулис, тогда возникает ощущение, что ты участвуешь в спектакле. Когда я сижу в зале как зритель, я стараюсь получить удовольствие и не обращать внимания на какие-то шероховатости. Но как для профессионального музыканта невозможно не услышать фальшивую ноту, так и для профессионального артиста балета невозможно не увидеть ошибки. Когда спектакль идет на сцене — он живет, невозможно, чтобы все было идеально.
А кто для вас был и остается эталоном в балете?
Рудольф Нуриев и Михаил Барышников. Я рос, смотря их видео, спектакли. И, конечно, мой отец. Он для меня больше, чем эталон. А еще мой дедушка.
А грузинский народный танец вы знаете?
Знаю, мы изучали народные танцы в училище.
Вы также исполняли номера в постановке современных хореографов.
За свою танцевальную карьеру я исполнял партии в спектаклях разных хореографов и, соответственно, в различных стилях. Поэтому считаю, что я в полной мере реализовался как артист балета.
Беседовала Ольга Кентон