Сокровища поместья Ротшильдов
03/07/2015 17:37

Сокровища поместья Ротшильдов

Рисунки Генри Мура и столик Марии-Антуанетты — что еще скрывает Уоддесдон в Бакингемшире?

Если вы хотите побродить по классическому английскому особняку, выдержанному в строгих тонах, почувствовать дрожь, заглядывая в сумрак средневековых шкафов или прислушиваясь к лестничным скрипам и шепотам, и по пятам погоняться за неугомонным призраком отравленной из-за наследства графини, то поместье Ротшильдов Уоддесдон — не для вас.

Построенное в конце девятнадцатого века бароном Ротшильдом для того, чтобы развлекать на выходных английский свет, а также для хранения невообразимых коллекций, своей роскошью и разнородностью стиля оно скорее напоминает пещеру сорока разбойников. Китайские и японские вазы здесь стоят на комодах, принадлежавших французской знати и даже самой Марии-Антуанетте. Переливающиеся красками даже в затемненных комнатах пышные канделябры бросают блики на старинные портьеры, а картины голландских мастеров перекидываются взглядами с портретами королевских друзей барона кисти Рейнольдса и Гейнсборо. Такого поместья нет, пожалуй, больше нигде, и ходить по столь необычному празднику искусства невероятно интересно.

Рисунки Генри Мура

Помимо самих коллекций в Уоддесдоне можно посетить выставки и инсталляции современного искусства. С июня по октябрь этого года в Каретном доме поместья проходит уникальная выставка «Генри Мур: от бумаги к бронзе», на которой представлены 100 малоизвестных рисунков великого скульптора. Привезенная в поместье фондом Генри Мура, она предоставляет возможность увидеть, как изменялся изобразительный стиль Мура в течение жизни.

Рисунки, сделанные во время бомбежки Лондона в 1941 году, поражают своей силой. На эскизе «Перспектива убежища в метро» изображены лежащие рядами силуэты. То ли люди, то ли мертвецы, они страшат своей неподвижностью. Неподалеку и другой схожий рисунок — «Мать и ребенок среди спящих в метро», на котором живой кажется только кормящая младенца женщина. Остальные, по словам самого Мура, «напоминают хор в древнегреческой драме, рассказывающей о невидимом нами насилии». Тема ужаса и удушливости войны автобиографична: в 1917 году в бою под Камбре Генри Мур был отравлен газами.
В последние годы жизни Мур изобрел новый вид рисования — для этого он клал рисунок с нанесенным на нем углем силуэтом под холодную воду, а затем покрывал его красками. «Закат на холмах» 1981 года, выполненный в этой технике, передает призрачное состояние округи, на которой воздух и предгорья сливаются в единое целое. Недаром эту работу часто сравнивают с поздним Тернером.
Помимо рисунков на выставке также представлены две знаменитые скульптуры Мура — «Король и королева», навеянная древнеегипетской скульптурой четы фараонов 1300 г. до н. э., и «Арки холмов», напоминающая своей простотой формы и таинственностью замысла лабиринт Минотавра.

«Шар Анархии» и «Скальпель»

В поместье также регулярно приглашаются современные художники. Здесь они создают работы согласно своему видению дома и сада. Совсем недавно на цветочном газоне за особняком была установлена композиция скульптора Саймона Перитона, представляющая из себя две травяные формы, — гигантский «Шар анархии» и «Скальпель». «Идея создания „Шара анархии“ и „Скальпеля“ родилась из совмещения двух
традиций — английской романтической традиции взаимоотношения человека с природой, заключающего в себе нечто зловещее, а также другой, тоже типично английской традиции бунтарства, проявившей себя в таком музыкальном направлении, как панк», — замечает Саймон Перитон.

Арки холмов, 1973. Воссоздано с разрешения Henry Moore Foundation

Арки холмов, 1973. Воссоздано с разрешения Henry Moore Foundation[/caption]

Для создания композиции, занявшей восемь месяцев, потребовалось около 14 000 цветов. Они поливаются с помощью скрытой внутри работ системы орошения. Со стороны скульптуры выглядят столь легкими, что кажется, будто и появились они в одночасье, без особого труда. Эта естественность особенно важна для Перитона. Хотя работа уже имеет название, он продолжает размышлять над другими возможными вариантами. Среди них «Революция и статус-кво», в котором гигантский шар, вот-вот готовый скатиться по ступеням в парк и устроить всеобщее смятение, будет противопоставлен своему неподвижному и остроконечному соседу.

«Спящая Красавица», а башне

Каждые покои поместья отличны от других по стилю и составу коллекции, поэтому хотя угадывать, что тебя ждет за углом, совершенно бесполезно, это, тем не менее, увлекательно. В башне передо мной закружился целый ворох сказочных героев. Они сорвались с картин русского художника Леона Бакста к балету Чайковского «Спящая красавица», выполненных в Лондоне в 1921 г. Будучи художественным директором дягилевских «Русских балетов», Леон Бакст раскрыл изумительный мир образов, созданных на перепутье русского и западноевропейского фольклора. Его почти магически яркая палитра завораживает, перенося в какие-­то давние, увиденные где-то во сне горизонты.

Выходя из поместья под пасмурное английское небо, чувствуешь, будто ты сама вернулась из далеких краев. Обратно из Тридевятого царства, куда, наверное, уже больше никогда не удастся попасть. Возможно, эти же мысли посещали и друзей семьи Ротшильдов. Приезжая в этот неанглийский, причудливый дворец каждые выходные, они, тем не менее, не переставали сомневаться в его реальности.

Информация: www.waddesdon.org.uk

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024