В прошлом номере мы говорили о том, что дает детям обучение в музыкальной школе, как распознать, что у ребенка есть талант или склонность, как это желание «подпитывать», почему хорошо учиться в русской музыкальной школе и как это делают в академии «Музыка Нова». Мы продолжаем беседу с руководителем академии «Музыка Нова», лауреатом международных конкурсов, обладательницей королевской награды, певицей, пианисткой, композитором, педагогом с 25-летним стажем Евгенией Терентьевой.
Язык музыки
Задумывались ли вы, что одно и то же произведение в разном исполнении вы воспринимаете по-разному? Один артист делает это умело, «чисто», нота в ноту, другой — мастерски, виртуозно, так, что хочется кричать «Браво, бис!», а третий, как говорят, «берет за душу», и вы уже невольно смахиваете слезу. В чем же секрет? Слушая исполнение, мы обращаем внимание на образность, эмоциональную окраску звучания, которая и передает ощущения артиста. К сожалению, в некоторых музыкальных школах в приоритете обучение исключительно технике, при этом остается в стороне творческая составляющая. А ведь помимо критериев высокий — низкий звук, громко — тихо, существует еще и окраска звука — его тембр. Характерная черта русской музыкальной культуры — в организации музыкального материала, в особенном отношении к качеству звучания. Именно в таких традициях в академии «Музыка Нова» учат не только правильно исполнять произведения технически, но и понимать язык музыки, чувствовать и интерпретировать его. Совершенно неважно, вокал это или инструментальное исполнение, ведь музыка дышит «фразами».
Развитие воображения
На уроках преподаватели проводят аналогию с литературными произведениями, вместе с учениками они «снимают» короткометражные фильмы, «ставят спектакли», создают сюжетную канву произведения. Главная задача — стимулировать воображение ребенка, чтобы исполнение было эмоционально насыщенным и образно богатым. Работа над технической стороной идет параллельно, но при таком подходе технические трудности решаются более быстро, а процесс музицирования проходит радостнее. В вокальном и фортепианном искусстве существуют определенные технические приемы, которые передаются от учителя к ученику и являются «изюминкой» педагогического мастерства.
Musica Nova[/caption]
Правильная техника
Постановка голоса — это ювелирная работа. Независимо от жанра, в котором работает вокалист, ключевым является наличие тембра голоса, свободного звукоизвлечения и полетности звука, опоры каждой ноты на диафрагму. Привить правильную манеру пения очень важно. Неправильное, напряженное пение, крик, могут привести к серьезным проблемам с голосом, которые впоследствии исправить удается не всегда. Для инструменталистов важна постановка руки. И это не только округлая форма пальцев, к примеру для пианистов, но и свобода руки, предплечья, техника получения каждого звука. Менять постановку аппарата у инструменталиста или вокалиста в более зрелом возрасте возможно, но очень сложно, поэтому важно заниматься этим с самых первых шагов в обучении музыке и постоянно поддерживать.
Джаз и музыкальный театр
В академии уже несколько лет успешно проходят классы джазовой импровизации и классической композиции. В процессе обучения здесь учат творить, мыслить, использовать компьютерные программы для сочинения музыки, например, к кинофильмам. Ребенок, который занимается творчеством и сочиняет музыку, совершенно по-другому ее исполняет. Многие современные выдающиеся композиторы — исполнители, к примеру, Элтон Джон, Пол Маккартни, одновременно владеют несколькими инструментами, искусством композитора, аранжировщика и продюсера. С сентября этого года в академии также будут готовить на выпускные дипломы по новой интересной специальности «Музыкальный театр», который соединил классическую и современную вокальную техники.
В течение сентября в академии проходят дни открытых дверей с педагогами. Запись обязательна. Подробная информация на сайте musicanova.org.uk или по тел.: (020-78) 33-05-02, 07832341745.