Как снимали «Возвращение», «Елену» и «Левиафана»? Об этом 1 ноября режиссер Андрей Звягинцев рассказал в помещении фонда Calvert22, который занимается знакомством Запада с искусством России и Восточной Европы. Встреча проходила в формате Q& A и продлилась больше трех часов — столько много вопросов было у собравшихся.
Встреча началась с рассказа о том, что «Левиафан» вырос из истории Марвина Химейера, которая произошла в 2004 году в Колорадо. Местный житель поспорил с цементным заводом по поводу территории, на которой находилась его автомастерская. Кроме того, власти города оштрафовали Химейера на $2,5 тыс. за различные нарушения, включая «емкости с нечистотами на территории, не подключенные к канализации», которые сами власти же и отключили. В итоге он бронировал бульдозер Komatsu D355A и с его помощью разрушил все здания завода, а также администрацию города. Кроме самого Химейера, который застрелился, никто не пострадал, потому что перед тем, как начать громить, он объявлял о своем намерении по громкой связи.
«Мы перенесли эту историю в Россию, но она могла произойти где угодно, — отметил режиссер. — Еще был такой прецедент: древняя история Иова в Библии. Вот откуда появился „Левиафан.“
Множество вопросов касалось принципов работы, помогающих режиссеру снимать кино, которое отличается от основного массива современного российского кино. Оказалось, что очень важно делать все медленно, не спешить, вжиться в фильм, понять героев, доверить их актерам, найти правильных людей, доверять и давать возможность для самореализации и импровизации, быть готовым отказаться от каких-то персонажей, создать новых персонажей уже во время работы. На этот счет Звягинцев рассказал две истории.
Откуда в «Левиафане» океан?
«Я целый год уговаривал сценариста написать сценарий. Сценарий — это некий стержень, который несет в себе только содержательную часть, — сказал режиссер. — Детали, мясо, нарастают во время работы. Мы параллельно работаем над сценарием и ищем место, где будут проходить съемки. Место — очень важно для нас. Часто бывает, что место подсказывает решения в сценарии. Например, в сценарии „Левиафана“ не было скал, утесов, прекрасных пространств, океана, волны, китов, тундры. Мы предполагали снимать в средней полосе России и три месяца искали город в радиусе 400 км от Москвы. Объездили 70 городов и не нашли ничего интересного. Засели за Google Мар. И вдруг нашли поселок Териберка. Чтобы понять, что это ровно то, что нам нужно, понадобилось всего несколько дней. Мы сразу поехали смотреть. Это было абсолютно растворяющееся в природе обиталище людей, абсолютно умирающее место. Увидев там разрушенную церковь с фреской „Усечение главы Иоанна Предтечи“, мы решили вписать ее в сценарий. Отсюда и место, где собираются мальчишки. Когда находишь такое, становишься абсолютно убежденным, что твоя история должна произойти именно здесь».
Диалог на пустом месте
Вообще застолье принято играть трезвыми. Но на съемках «Левиафана» Андрей Звягинцев решил поэкспериментировать. Все актеры, кроме Романа Мадянова, сыгравшего мэра, решили нарушить дисциплину и пить. Через какое-то время Владимиру Вдовиченкову, который 8-10 дублей играл Дмитрия, стало так плохо, что он не смог сниматься. А у Мадянова — напряженный график. Если не сегодня — то никогда. И вот он сыграл сцену, где подвыпивший мэр разговаривает с Николаем и Дмитрием так, как будто напротив него на самом деле двое. «И что самое удивительное — разговаривая с пустым местом, паузы в своей речи он ставил именно так, как если бы слушал ответ реального Дмитрия. Он говорил именно в том ритме, в каком Вдовиченков говорил в своей сцене. Я не представлял, что это возможно. Это говорит только о мере таланта актера».
После мероприятия к уставшему Звягинцеву выстроилась очередь подписывать книгу с рассказом о том, как проходила работа над «Еленой». И каждый гость не мог сдержаться и не задать еще и свой персональный вопрос — настолько лично и глубоко фильмы Звягинцева трогают публику. Многие с теплотой отмечали позитивный настрой и уважительное отношение Андрея Петровича, его интеллигентнось и «жизненный» характер его работ.
Записала Кристина Москаленко
Photo by Nat Urazmetova