Angliya

Айдан Салахова открыла выставку в Saatchi Gallery

Айдан Салахова открыла выставку в Saatchi Gallery

В лондонской галерее Saat­chi Gallery открылась выс­тавка российско-азербайд­жанской художницы Айдан Салаховой. Это первая в Великобритании персональная выставка Айдан, которая известна работами на тему отношений между полом и религией.

Выставка «Откровения» отк­рывается вереницей скульп­тур закутанных в паранджу женщин, силуэт которых уп­рощен до примитивной фал­ло­сообразной формы, перехо­дит в зал, где зрителя встре­чают мраморные книги на ре­лигиозную тематику, продол­жается в зале, где показыва­ют видео, в котором женщины в парандже танцуют «грязные танцы» со стриптизерами, и заканчивается скульптурой, идея которой – равенство мужчины и женщины перед природой. На первый взгляд все это непонятно, запутанно и мо­жет кого-то оскорбить. Но сто­ит немного разобраться, и становится ясно: в своих ра­ботах художница не дает от­ве­ты, но задает вопросы, ко­торые каждый человек, даже если отвечать на них не хо­чется, вынужден задавать хотя бы самому себе.

Важно понимать, что Айдан выросла в поле пересечения культур Востока и Запада, и это позволяет ей говорить о существующих проблемах с точки зрения инсайдера из обоих миров, переплетать об­разы и символы, давая им но­вую интерпретацию. «Жен­щи­на в исламе», «Сексу­аль­ность и религия», «Роль воп­росов пола в культуре» – по случайному стечению обстоятельств эти темы, которые уже много лет исследует художница, в сегодняшней гео­политической ситуации ста­новятся очень актуальными.

Bas-relief_1Например, на выставке по­казывают ролик, снятый в 2012 году. Изначальная идея очень проста – представить, как это было бы, если бы лю­ди поменялись гендерными ро­лями и женщины вели себя как мужчины, а мужчины как женщины: одни доминируют, другие подчиняются. Однако сегодня видео, которое было о замене гендерных ролей, выг­лядит как угроза восточных женщин европейским мужчинам. Некоторые зрители даже высказали опасение, что это ролик-провокация для му­суль­ман. На что сама художница ответила: «Чем больше интерпретаций в искусстве, тем лучше».

Интересно, что все скульп­туры Айдан, представленные на выставке, выполнены в двух цветах – белом и черном. Белый камень – мрамор, черный – бельгийский мрамор. Такая относительная цветовая бедность, а также ла­коничность форм, упрощен­ных порой до нескольких ли­ний, служат одной цели – зас­тавить зрителя задуматься и не отвлекаться на внешнюю красоту объектов. Хотя скульптуры Айдан внешне несомненно красивы и в отличие от огромного количества объектов современного искусства приятны глазу.

«То, что ее работы оказались сегодня настолько актуальны – это совпадение, – рассказал журналистам меценат Игорь Цуканов, который принимал непосредственное участие в организации выс­тавки. – Все немножко случайно в жизни получается. В целом в задачи Saatchi Gal­lery не входит продвижение какого-то одного художника, галерея занимается группо­выми тематическими выставками, но помимо того, что Айдан хороший художник, у нас как раз была возможность совместить ее работы с выс­тавкой и 14 художников-жен­щин Champagne life, которая проходит в те же даты».

Кристина Москаленко

Выставка продлится до 28 февраля

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked with *

Cancel reply

Новые публикации