Последние годы традиционные рождественские распродажи начинаются еще до Рождества. Еще несколько лет назад Black Friday была сугубо американской традицией, но, кажется, весьма успешно прижилась в Лондоне, и в конце ноября каждый магазин кричал со своих витрин о небывалых скидках по поводу таинственной «черной пятницы». Любой праздник и повод хорош, чтобы устроить распродажу и увеличить доходы, особенно в Лондоне, где такая сумасшедшая конкуренция.
Рождественский сезон кормит иных торговцев на год вперед, и с каждым годом магазины наряжают свои витрины к Рождеству все раньше, но, кажется, и День матери, и День влюбленных, и Хэллоуин, и конец горнолыжного сезона, и начало сезона дождей — тоже отличные поводы, чтобы увеличить продажи. Не успеет закончиться один праздник, как на следующий день тематически украшенные полки магазинов кричат о необходимости подготовиться к следующему, и не просто подготовиться, а отпраздновать его со вкусом!
В прошлом году я серьезно потратилась в М& S перед Рождеством, а потом после Рождества, но когда в конце января они попросили меня «оценить» их весенний каталог, я возмутилась. В конце концов, я растратила дебетовую карту на подарки и кредитную — на январские распродажи, а теперь они хотят выжать из меня последние пенсы на новинки весеннего сезона еще за два месяца до наступления реальной весны?! Ведь я же никогда в жизни не поверю, что они прислали мне новый каталог только для того, чтобы я помогла им улучшить верстку! Я гневно отвергла предложение, рассудив, что мои деньги мне нужны самой.
Маркетологи всего мира ориентируются, разумеется, на женщин — мужчин гораздо сложнее раскрутить на деньги, которые они не собирались тратить, а женщины — существа эмоциональные и гораздо охотнее совершают импульсивные покупки. И все это знают, и тысячи маркетологов зарабатывают на этом хорошие деньги, но, видимо, только я решила, что я не могу быть представителем зомбированной толпы, и потому должна эти хитроумные уловки видеть и успешно им противостоять. Угу. До сих пор увлеченно соревнуюсь с профессиональными маркетологами, пока что с неизбежным перевесом на их стороне.
Был у меня студент, который работал в сфере маркетинга и изучал русский язык, чтобы успешно справляться с русскоязычным рынком. Однажды его одногруппники дружно прогуляли урок по разным важным и неважным причинам, и, используя преимущества индивидуального обучения, мы разговорились непосредственно о его работе. По мере того как я спрашивала, чем именно он занимается на работе и какие фразы и слова из русского языка будут ему полезны, он рассказал мне, как работает система скидок, которая, как известно, организуется не в ущерб продавцу. Я и до этого подозревала, что не в ущерб, но никак не могла понять, как магазин выигрывает при акциях «три по цене двух», а то и вовсе при скидке 50%. Я как раз возвращалась из магазина с пакетом обновок, и он мне мою последнюю покупку по полочкам разложил.
Сестра моя попросила маму привезти ей в подарок длинную юбку. Она как раз увлеклась не то ведами, не то Аюрведой, и решила, что ей необходима юбка в пол. Я — девушка занятая, работала этим летом с утра до вечера, а тут еще мамин визит, в общем, я сразу открыла компьютер и зашла на сайт обозначенного сестрой магазина. И — о чудо! — в магазине очередная распродажа, и юбки, которые стоили 35 фунтов, теперь стоят 25. Что я делаю? Я покупаю две юбки для сестры по цене 25 фунтов (вдруг размер или фасон не тот, пусть выбор будет). К этим двум юбкам я добавляю еще одну для себя — раз уж такая хорошая скидка! На следующий день я иду в магазин забирать три юбки и заодно выцепляю взглядом сарафанчик, тоже с распродажи, за полцены. Отличный сарафанчик, я его все лето носила, но не могу сказать, что мне до этого ходить было не в чем… В моих шкафах полно одежды, с которой ценники до сих пор не сняты…
Мне-то казалось, что я необыкновенно сэкономила. Но в итоге потрачено 100 фунтов вместо 35, из них 50 мои, хотя лично я не собиралась ничего покупать. А ведь когда-то я верила, что если я не буду ходить по магазинам вообще, мои деньги останутся при мне. Но тогда я, наивная, еще не открыла для себя мир виртуального шопинга. Студент тут же мне объяснил, что цена в 35 фунтов уже предполагает последующие скидки, поэтому если бы они продали все эти юбки за 35, то это было бы скорей чудом, чем реалистичным планом продаж. А реалистичный план продаж предполагает, что часть юбок уйдет по цене 35, часть по 25, несколько в последней выкладке за 15, а несколько экземпляров нестандартных размеров вообще не продадутся — и все это будет не в убыток компании. А вот в том, чтобы мама и я потратили денежки, которые не планировали, и заключается хитроумный план маркетологов.
Когда я рассказала об этом вечером мужу, он заявил, что вся эта схема совершенно очевидна для любого здравомыслящего человека. Как-то моя жизнь сложилась так, что я никогда не слышала про ценообразование, и хотя мне нравилось думать о себе как о здравомыслящей женщине, приходится признаваться, что это не так.
Ну бог с этими юбками, но ведь мы каждую субботу закупаем продукты в супермаркете, и мы бы в любом случае сделали эти покупки — зачем супермаркету завлекать нас всевозможными акциями и картами постоянных клиентов? Оказывается, не у всех супермаркет в двух минутах ходьбы, как у меня, и люди могут выбирать из нескольких альтернативных магазинов по соседству. А у тех, кто делает покупки по интернету с доставкой на дом, выбор магазинов и вовсе неограничен. Потом он подробно рассказывал, как магазины организуют накопительную систему скидок, как разрабатывают подарочки для тех, кто особо потратился, как товары на полках выкладывают, чтобы те, что подороже, были на уровне глаз, как хлеб и молоко размещают в разных концах магазина, чтобы покупатель смог пройтись через весь магазин и заметить что-нибудь еще, как у входа в магазин выставляют свежие цветы, чтобы привлекать покупателей, как предлагают карты постоянных покупателей с всевозможными скидками для того, чтобы в целях «экономии» и в погоне за «выгодой» люди покупали продукты только в этом магазине. И в головном офисе каждого такого супермаркета есть своя бригада профессиональных маркетологов, которые работают с психологами и экспериментальными группами покупателей, тщательно продумывают рекламу, слоган, упаковку, специальное предложение — и все эти ухищрения рассчитаны на женщин и детей.
В общем, ощущения после беседы со студентом у меня были очень нехорошие. Я поняла, что я, как типичная женщина, доверчивая и любопытная, не могу противостоять армии профессиональных маркетологов, нацеленных на мой кошелек. Даже моя мама, которая, на мой взгляд, является профессионалом в области накоплений, говорит, что у нее деньги копятся легко, потому что живет она в маленьком городе, где только продуктовые магазины, и глаз положить не на что, а вот когда она выезжает в большой город, даже ей не удается противостоять соблазнам…
И ведь тысячи маркетологов по всему миру знают эту склонность женщин к импульсивным покупкам и разрабатывают хитроумные схемы по завлечению неразумных покупательниц в свои сети, и я вместе с миллионами женщин по всему миру в них попадаю и поступаю так же, как они, но почему-то миллионы мужей понимают, что перевоспитать их жен невозможно, и только мой верил, что это реально, и я вместе с ним верила и отдувалась за весь женский род. А я, в общем-то, типичная женщина, на которую как раз и ориентируются все эти блестящие специалисты в сфере продаж.
Недавно до меня дошло, что было бы лучше, если бы я отказалась от всех скидок вместе взятых — таким образом я бы сэкономила больше денег. Потому что магазинов в Лондоне больше, чем покупателей, над их раскруткой трудятся самые успешные маркетологи мира, и если моей маме кажется, что в ее областном городе полно соблазнов, то как же я могу обойти коварные сети лондонских магазинов?!
Я допускаю, что для большинства читателей мои открытия не станут прозрением, и каждый второй заявит, что всегда об этом знал (хотя знание вовсе не означает успешного маневрирования вокруг ловушек, расставленных талантливыми продавцами), но если хотя бы десяток людей, прочитавших эту статью, потратят в сезон распродаж на сотню фунтов меньше, я уверена, они найдут гораздо лучшее применение сэкономленным деньгам и получат повод гордиться собой. Сегодня утром я установила программу, блокирующую рекламные объявления на моем компьютере, и честно заплатила ребятам за ее изобретение. Что-то подсказывает мне, что тем самым я сэкономила много денег на бессознательном онлайн-шопинге.
Алена Луговская