«Anomalisa» («Аномализа»). Режиссеры Чарли Кауфман, Дюк Джонсон. США, 2015 год
Майкл Стоун — британец среднего возраста, который много лет назад переехал из Великобритании в Лос-Анджелес, написал универсальную книгу про обслуживание клиентов и теперь прилетел в Цинциннати на конференцию. В Калифорнии Стоуна ждут жена, к которой Майкл давно охладел, и надоедливый сын. Стоун плохо отличает окружающих его людей: все они говорят одним голосом, выглядят на одно лицо, и даже бывшую любовницу, с которой у него были страстные отношения, он узнает не сразу. Из беспросветного одиночества Майкла неожиданно выдергивает женский голос, в который он моментально влюбляется. Обладательницей голоса оказывается Лиза — одинокая женщина со шрамами на лице, у которой уже восемь лет не было ни секса, ни отношений. Лиза работает оператором в колл-центре, а в Цинциннати она приехала для того, чтобы послушать выступление Стоуна, книжку которого она прочитала от корки до корки, пусть и со словарем. Впрочем, Майкла не отпугивает тот факт, что Лиза не знала слова «аномалия»: он моментально влюбляется в ее голос и готов слушать ее глупую болтовню всю оставшуюся жизнь.
Такая любовь с первого звука может показаться странной — а как же конфетно-букетный период, совместные выезды за город и знакомство с родителями?
Но во вселенной Кауфмана и Джонсона странное поведение Майкла Стоуна легко объяснимо: он окружен «клонами», которые выглядят совершенно одинаково, а озвучивает их один и тот же мужской голос. Пусть на конференции главный герой и рассказывает об уникальности каждого человека, в своей жизни Стоун давно не видит разницы между таксистом, администратором в отеле и собственной женой. Поэтому неожиданная встреча с Лизой и становится аномалией, или «аномализой», как Майкл называет свою новую любовницу.
Кауфман, который полу-чил свой первый и пока что единственный «Оскар» за сценарий «Вечного сияния чистого разума», хорошо разбирается в непростых романтических отношениях самых обычных людей. В фильме Гондри сценарист придумал неожиданную формулу «стирания» памяти, но если убрать все фантастические элементы, то легко заметить, что Кауфман рассказывал зрителю о всем знакомой боли разваливающихся отношений. С одной стороны, эти отношения поскорее хочется выкинуть из головы и никогда больше не вспоминать, но с другой стороны, к родному когда-то человеку все равно тянет как к магниту. В этот раз Кауфман с помощью кукольных героев рассказывает историю стремительной любви, которая неожиданно падает на человека и разделяет его привычную жизнь на до и после. Что с этим чувством делать, совершенно непонятно: Майкл вроде бы и хочет резко все поменять и провести оставшиеся годы с Аномализой, но при ярком дневном свете главный герой начинает замечать все недостатки своей новой избранницы, да и ее неземной голос все сложнее отличить от гула одинаковых мужских голосов.
«Аномализа» напоминает другую историю о поиске любви и поиске себя — фильм Софии Копполы «Трудности перевода». В картине Копполы одинокий мужчина проживает несколько дней в Токио, снимается в глупой рекламе виски, никак не может заснуть и заводит дружбу с симпатичной молодой американкой. Пусть в «Трудностях перевода» отношения двух героев не заходят дальше мимолетного поцелуя на многолюдной токийской улице, но и Коппола, и Кауфман с Джонсоном, в сущности, рассказывают одну и ту же историю: самая большая любовь вашей жизни может оказаться мимолетным и совершенно невозможным чувством, которое обвалится на вас в безликой гостинице, а потом неожиданно исчезнет.
Юлия Юзефович