В пятницу на фестивале SLOVO выступал писатель, историк и журналист Кирилл Кобрин, который рассказал об особенностях детективного жанра, обсудил роль Шерлока Холмса в детективной культуре, а также объяснил, почему в России не может быть детективных романов.
О зарождении жанра
«Рождение классического детектива — это XIX век, это Эдгар Аллан По и его знаменитый сыщик Огюст Дюпен. Отправной точкой детектива как жанра безусловно были рассказы Эдгара Аллана По, а можно сказать, что и один рассказ — „Убийство на улице Морг“. Но в этом тексте нет одного из главных элементов детектива: там нет преступления. Если вы помните этот рассказ, то там имел место несчастный случай. В „Убийстве на улице Морг“ даже не было классического преступника, каким он обычно существует в детективах — преступником в рассказе По является обезьяна.
Впрочем, в «Убийстве на улице Морг» присутствуют многие другие элементы классического детектива: так, По изобрел фигуру сыщика. Впрочем, сыщик Дюпен не похож на Шерлока Холмса, которого нанимают за деньги или за интерес что-то разгадать. Он любитель: любитель философии, логики и поэзии, а между делом он разгадывает головоломки в этих историях.
Второй детективный элемент, который присутствует в рассказах По — это идея головоломки. Головоломки появлялись в литературе и раньше: даже в пьесах Шекспира можно найти несколько любопытных головоломок. Но загадку закрытой комнаты, которая является одним из базовых сюжетов детектива, придумал именно Эдгар Аллан По».
Наше детективное все
«С моей точки зрения, отцом современного детектива является Артур Конан Дойл. Именно Конан Дойл придумал все, он придумал все элементы жанра. О каком бы детективе мы после Конан Дойля ни говорили: с преступлением, без преступления, о любом повороте сюжета — абсолютно все эти вещи можно найти в рассказах о Шерлоке Холмсе. Мне кажется, что если начинать разговор о детективном жанре, то делать это надо именно из этой точки».
Шерлок Холмс — наш современник
«Мне кажется, что мы до сих пор живем в городах, которые устроены таким же образом, как они были устроены в середине XIX века. Города так же разделены на зоны отдыха, зоны работы и зоны „спанья“. Мы пользуемся транспортной системой, которая была придумана в XIX веке, мы пользуемся водопроводом и электричеством.
Представьте себе двух людей: человека 1785 года и человека 1885 года. В 1785 году представитель достаточно зажиточного сословия будет в парике, в бриджах и чулках, а в 1885 году он будет в брюках, в сюртуке, в пальто и котелке. Покрой, конечно, изменился, но это наша одежда, а одежда 1785 года — не наша. В XIX веке появились вещи, которые нам хорошо знакомы: метро, телефоны, массовая пресса, жанровая литература, феминизм, национализм, расизм, коммунизм.
Мы живем в мире, который был придуман в XIX веке. Именно в этом смысле мы интуитивно понимаем, что с Холмсом мы находимся в одном поле, а, например, с Сэмюэлом Джонсоном мы в одном поле не находимся».
Истории о Холмсе, написанные «левой ногой»
«Конан Дойл считал себя серьезным писателем, журналистом, драматургом, но дух парит, где хочет, и гений Конан Дойла парил именно над историями о Шерлоке Холмсе. Большинство из этих историй были написаны в спешке, „левой ногой“. Конан Дойл все время забывает, куда был ранен этот несчастный Ватсон: то у него рука болит, потому что он был ранен в нее в Афганской кампании, то через несколько рассказов у него уже начинает нога болеть из-за прошлого ранения. В нескольких рассказах Конан Дойл называет Ватсона Джоном, а где-то он у него Джейк, да и с количеством жен Ватсона сложно разобраться.
Как мы знаем, Артур Конан Дойл даже убил Холмса, чтобы от него избавиться, а потом его заставили этого героя воскресить. Но дав слабину и воскресив Холмса, Конан Дойл, за небольшим исключением, писал все хуже и хуже, там видна усталость».
О невозможности современного российского детектива
«В России детектива нет и быть не может. Конечно, пишется много хороших детективов: например, ретроспективные исторические романы Акунина. Но детективов на материале современной жизни быть не может. Можно сколько угодно говорить, что „Преступление и наказание“ — детектив. Нет, это не детектив: не является детективом любой роман, в котором есть преступление и наказание.
Почему так происходит? Напряжение детектива строится на том, что на глазах читателя происходит нарушение закона. Вот есть закон, его каким-то образом нарушают, и это очень серьезный поступок. Поступок, который несет в себе не только общественное, но и моральное зло. Закон — это скрижаль, если угодно. Это не значит, что в странах, где так относятся к закону, происходит меньше преступлений — неправда, это не так. Просто в этих странах к преступлениям совсем другое отношение, и детектив возможен в странах, где есть общественное согласие, что закон нельзя нарушать.
Когда мы говорим о России, к сожалению, этого никогда не было — здесь нет темы для детектива. «Подумаешь, человек нарушил закон, с кем не бывает? Время такое было». В условиях российского отношения к закону и состояния институций, которые должны защищать закон, исчезает сам материал детектива. Из чего его делать, где будет сюжетное напряжение? Представьте, вы пишите детектив о том, как в какой-то московской квартире нашли труп. Вот лежит человек без признаков насильственной смерти. Первое, что приходит в голову: «Допился!» Но исходной точки, в которой этот труп видят как преступление, — ее нет».
Подготовила Юлия Юзефович, фото www.russkylondon.com