В Cartoon Museum проходит выставка The Great British Graphic Novel, которая изменит ваше представления о комиксах
Если вы смотрели сериал «Теория большого взрыва», то наверняка заметили, что главные герои — ученые-гики — души не чают в комиксах и могут часами обсуждать своих любимых супергероев. Несмотря на то, что мальчики-гики действительно любят комиксы про Супермена и Человека-паука, этот жанр не ограничивается мускулистыми мужчинами в лосинах, да и читают его не только одинокие парни. Однако даже в XXI веке, когда к литературе уже относят твиты и статусы в «Фейсбуке», комиксы в головах широких масс все равно превращаются во что-то среднее между приключениями Супермена и «Утиными историями».
Кураторы выставки The Great British Graphic Novel в небольшом Cartoon Museum пытаются побороть эти стереотипы и показать, что комиксы, которые здесь называют графическими романами, могут затрагивать очень важные для современного общества темы, а читают их и мужчины, и женщины всех возрастов.
Супергерои — это не по-британски
Впрочем, выставка в Cartoon Museum не только защищает честное имя жанра, но и демонстрирует, как британские комиксы очень сильно отличаются от американских. Те же супергерои, которые в ХХ веке стали главным символом комиксов, гораздо более характерны для американской культуры: так, первые комиксы о Супермене впервые появились в начале 30-х, когда американцы переживали последствия экономического кризиса и нуждались в идеализированном образе американского героя, который будет бороться с несправедливостью и обязательно победит. Со вступлением США во Вторую мировую войну, а также с последующими войнами в Корее и во Вьетнаме потребность американцев в супергероях только усилилась.
Британцы же, пусть и интересовались американскими супергероями, но своих собственных сверхлюдей почти не создавали (чуть ли не единственные примеры британских супергероев — это Miracleman и Bananaman), а во второй половине ХХ века так и вообще начали откровенно подрывать устои. Главным революционером стал британец Алан Мур, который на пару с Дейвом Гиббонсом выпустил комикс «Хранители»: в этом графическом романе супергерои превратились в точно просчитанные создания маркетологов, а герой, спасающий мир от ядерной войны, оказывается безумным террористом, который для достижения собственной цели убивает несколько миллионов ни в чем не повинных людей. После публикации «Хранителей» супергерои стали стремительно меняться и, возможно, именно благодаря Муру сегодняшние Супермен, Бэтмен и прочие все чаще оказываются перед сложными моральными вопросами, и их выбор не всегда вызывает одобрение у читателей и зрителей.
Жизнь и судьба в простых картинках
Кураторы выставки также показывают, что главными героями графических романов становятся и самые обычные люди, а в последние десятилетия даже используются для автобиографий. Удивительно, но именно комикс оказался подходящей формой для частных историй о войнах, революциях, болезнях и смерти. Так, Уилл Кеванс (Will Kevans), участник Фолклендской войны, делится своим военным опытом с помощью комикса My Life in #pieces, а Никола Стритен (Nicola Streeten) в графическом романе «Billy, me & you» рассказывает, как она и ее муж пережили внезапную смерть их двухлетнего сына. Кому-то выбор комикса для таких сложных тем кажется неподходящим — кураторы на выставке приводят слова Стритен, которую упрекали за то, что о смерти своего сына она решила рассказать в комиксе. Но зачастую именно графический роман с его ненастоящими, рисованными героями позволяет автору абстрагироваться от прошлых психологических травм и рассказать о своем опыте чуть более отстраненно и объективно. С другой стороны, простоватые, почти детские рисунки в графических романах еще больше привлекают внимание читателей к какой-то сложной проблеме; эффект комиксов похож на детское повествование в обычной прозе, которое может гораздо точнее показать ужасы войны или нищеты.
И даже объяснительная журналистика
Выставка показывает также, как эстетику комиксов можно использовать для текстов любой тематики. Хотите узнать причины и последствия недавнего экономического кризиса, но запутались в терминологии и диаграммах The Financial Times? Вот вам комикс «Supercrash: How to Hijack the Global Economy» Дэррила Каннингема (Darryl Cunningham), который в простых словах и картинках объясняет, что истоки кризиса 2008 года можно найти еще в романах Айн Рэнд и правлении Маргарет Тэтчер. Зачастую такие простые объяснения нужны не только детям, но и взрослым, которые не могут разобраться в непрекращающемся потоке новостей. Кураторы этой выставки показывают, что потенциал британских графических романов (а в сущности — и комиксов по всему миру) ограничен только нашими собственными стереотипами, от которых лучше поскорее избавиться и начать наслаждаться хорошими комиксами.
Юлия Юзефович
До 24 июля
Вход: £7, до 18 лет — бесплатно
www.cartoonmuseum.org