Opal

Лучшие азиатские фильмы

Лучшие азиатские фильмы

«Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (Crouching Tiger, Hidden Dragon, 2000)

Один из самых известных азиатских фильмов, выигравший четыре премии «Оскар» из десяти номинаций. Фор­мально фильм Ли Ана – это костюмированный детектив (почти Фандорин), в котором у ушедшего на покой масте­ра боевых искусств Ли Му­бая крадут редкий магиче­ский меч. Затем следует че­реда загадочных убийств, зас­тавляющих Ли Мубая отправиться на поиски меча и злодеев, укравших его. Впро­чем, за этим детективным сюжетом скрывается мастерски поставленный боевой танец длиною в два часа, рядом с которым меркнут все просмотренные в детстве боевики с Джеки Чаном.

«Любовное настроение» (In the Mood for Love, 2000)

В конце августа ВВС Culture опубликовало список ста луч­ших фильмов XXI века и на втором месте, сразу за «Мал­холланд драйв», оказался фильм «Любовное наст­рое­ние» гонконгского режиссера Вонга Кар-Вая. Такое реше­ние совершенно справедливо: Вонг Кар-Вай, вы­пустивший первый свой фильм еще в конце 80-х, к началу нулевых снял красивый фильм о любви и о том, как неожиданно она падает на людей. Все те элементы, которые Кар-Вай оттачивал в своих более ранних фильмах, соби­раются в «Любов­ном наст­рое­нии» в идеальную кар­тин­ку: здесь и дожд­ливый, душный Гонконг, и размазан­но-тягучие кадры, и чудако­ватые герои, и удач­но подоб­ранный саундтрек. Пос­ле просмотра «Любовного наст­роения» хочется улететь в Гонконг, ходить там за лап­шой на ближайший ры­нок, мокнуть под дождем и влюбляться в проходящих мимо Мэгги Чун и Тони Люна.

«Семь самураев» (Seven Samurai, 1954)

Один из лучших фильмов ле­гендарного Акиро Куроса­вы, в котором режиссер из после­военной Японии возвра­щается в несколько мифическую Япо­нию XVI века. «Семь са­мураев», как можно понять из названия, рассказывает историю семи самураев, согласившихся спасти беззащитных крестьян от на­падок бандитов, которые в очередной раз планируют ог­рабить деревню. Револю­ци­онная съемка сцен сражений здесь смешивается с изучением самурайского кодекса чес­ти и японской жизни в пери­од феодальной раздробленности страны. О важности «Се­ми самураев» в мировом ки­нематографе говорит и тот факт, что через 6 лет в Аме­рике был снят ри­мейк фильма Куросавы «Ве­ликолепная семерка».

«Рейд» (The Raid: Redemption, 2011)

Еще один фильм о боевых искусствах, который карди­нально отличается от «Кра­дущегося тигра, зата­ив­шего­ся дракона» Ли Ана. Вал­лий­ский режиссер Гарет Эванс даже не пытается превратить сра­жения в красивый и невесо­мый балет; в «Рейде» показа­на очень фи­зиологи­ческая, кровавая сторона на­силия, где нет места поэти­ческим выска­зываниям. Глав­ный герой «Рей­да» Рама – не самурай и не мастер боевых ис­кусств, а обычный спецназовец, кото­рый хочет выб­раться живым из этой бойни и вернуться к беременной жене.

«Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (Spring, Summer, Fall, Winter… and Spring, 2003)

В биографии многих монахов, чудотворцев и святых часто встречаются постыд­ные пос­тупки, которые они всю пос­ледующую жизнь пы­таются исправить добры­ми делами и чудесами. Глав­ный герой этого фильма – маленький мальчик, который однажды должен стать буддистским монахом, и весь фильм будет посвящен его пути от глупого мальчишки до умудренного опытом и годами старца. В этом фильме почти нет неожиданностей, как нет их и в смене времен года, но режиссеру Ким Ки Дуку они и не нужны. «Весна…» – это картина о созерцании жизни, которая всегда идет по кругу, всегда повторяется, но в этом и есть ее прелесть и красота.

«Унесенные призраками» (Spirited Away, 2001)

Европейская культура сильно отличается от азиатской: в Европе почти нет места невидимым существам и ма­териям, а в азиатских странах каждый дом, город и страна населены не только людьми, но и призраками, духами и богами. В Азии лю­бое событие списывают не только на человеческое поведение или природные явления, но и на действия приз­раков и духов. Именно в этом параллельном невидимом мире оказывается главная героиня мультфильма «Унесенные призраками» де­сятилетняя Тихиро. Не­ве­ро­ятный успех мультфильма Хаяо Миядзаки позволил за­падным людям проникнуть в азиатское (в этом случае – японское) сознание и удивиться тому, как по-разному люди смотрят на одни и те же вещи. Знаком­ство с творчеством Миядзаки можно продолжить через его карти­ны «Мой сосед Тоторо», «Рыб­ка Поньо на утесе» и «Ветер крепчает».

«Токийская повесть» (Tokyo Story, 1953)

Несмотря на то, что действие фильма Ясудзиро Одзу про­исходит в Токио и в самом фильме можно заметить па­раллели между старой и но­вой Японией, тема «Токий­ской повести» будет знакома жителям любой страны. По­жилые родители, живущие
в небольшой японской деревне, решают навестить своих взрослых детей в Токио. Дети вроде бы и рады приезду ро­дителей, но времени на роди­телей у них совсем нет, и по­жилые люди чувствуют себя ненужными в современном мире. Японские настроения фильма видны в реакции ро­дителей, которые не устраивают громких скандалов, что было бы логично в голли­вуд­ских фильмах, а смиряются с тем, что мир меняется, а лю­ди не всегда меняются вместе с ним.

«Олдбой» (Old Boy, 2003)

В 1988 году бизнесмен О возвращается домой на день рож­дения трехлетней дочери, но по дороге домой до беспамятства напивается и просыпается в безликой квартире, где ему придется прожить следующие 15 лет. На протяжении всего этого времени О не видит лиц своих тюремщиков и не понимает, почему над ним так издеваются. Че­рез 15 лет О также без ка­ких-либо объяснений отпус­кают на свободу и застав­ля­ют самостоятельно разоб­рать­ся в причинах его заклю­чения. Южнокорейский ре­жиссер Пак Чхан Ук снял один из лучших фильмов о мести, который вышел одновременно с еще одной картиной о возмездии – «Убить Билла» Квентина Тарантино. Но если Тарантино наслаждается насилием в кадре и находит смысл в мести, то Пак Чхан Ук показывает другую сторону мести – бессмысленную и беспощадную, разрушающую как обидчика, так и мстителя.

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked with *

Cancel reply

Новые публикации