В Wellcome Collection открылась выставка Bedlam: Asylum and Beyond, рассказывающая о развитии психиатрии через историю больницы «Бедлам»
В 1790 году русский писатель и историк Николай Карамзин во время пребывания в Лондоне решил заглянуть в Бетлемскую королевскую больницу для душевнобольных, известную в народе как «Бедлам». В «Письмах русского путешественника» Карамзин описывает достаточно приятную картину: чистые коридоры и порядок, веселые пациенты с радостью знакомятся с гостями. Да, в одной строчке мелькают бешеные пациенты, прикованные к стенам, но общего положительного впечатления от «Бедлама» они не портят.
Совсем другую сторону Бетлемской королевской больницы можно увидеть на выставке Bedlam в Wellcome Collection, показывающей на примере «Бедлама» историю развития психиатрических больниц и заботы о душевнобольных. Из источников, собранных в Wellcome Collection, вырисовывается пугающая картина. «Бедлам», существовавший как больница с 1330 года, переехал в район Мурфилдс в 1675 году, а к концу XVIII века больница оказалась в центре большого скандала из-за ужасающих условий содержания душевнобольных. Большинство пациентов просто приковывали к специальным железным столбам и связывали в попытках минимизировать движения. В таком положении они могли находиться годами, и неудивительно, что количество пациентов, шедших на поправку, стремилось к нулю.
Попавшие в «Бедлам» редко возвращались к нормальной жизни, и кураторы выставки рассматривают больницу именно как один из способов социального контроля, а здание Мурфилдс называют метафорой психиатрического ухода того времени. Так, у больницы был очень красивый фасад, за которым скрывались прогнившая и протекающая крыша, разваливающиеся стены и кривой пол. Британцев не интересовало, что происходит за этим фасадом: как в «Бедламе», так и в других психиатрических больницах пациентов не лечили, а просто изолировали, чтобы они не пугали общественность.
Впрочем, к началу XIX века ситуация постепенно начала меняться, в Великобритании начали говорить о более гуманном отношении к душевнобольным. В начале XIX века «Бедлам» вновь переехал. У нового здания в Саутуарке фасад был поскромнее, но и построено оно было с учетом нужд пациентов. Интересно, что бывший постоялец «Бедлама» Джеймс Тилли Мэттьюс, загремевший туда на 12 лет с диагнозом «параноидная шизофрения», участвовал в планировании новой больницы.
В новом здании больных не держали как животных на цепи, а разрешали работать, выращивать овощи и даже помогать с лечением других больных. В XIX веке больницы для душевнобольных начали превращать в сообщества, где люди с психическими расстройствами могли найти помощь и сочувствие. Проблема заключалась только в том, что с развитием психиатрии врачи создавали все новые диагнозы, росло количество людей, попадавших в категорию душевнобольных, и больницы заполнялись до отказа. Кураторы выставки отмечают, что даже с учетом более человечного отношения к душевнобольным из психиатрических клиник обратно в социум возвращались единицы. Забота о людях с психическими отклонениями долгое время была улицей с односторонним движением. В ХХ и ХХI веках отношение к ним продолжило меняться, но внушительного прогресса или по-настоящему работающего лечения до сих пор нет.
В Wellcome Collection собраны не только факты о «Бедламе» и других больницах, но и истории с комментариями пациентов, потерявших контроль над собственным разумом, а вместе с ним и связь с реальностью. На этой выставке особое внимание стоит уделить свидетельствам больных, которые рассказывают о том, как изменились их мир, ощущение собственного тела и отношения с родными и близкими. Если эти комментарии вас заинтересуют, то продолжить знакомство с историями душевнобольных пациентов можно в книге Оливера Сакса «Человек, который принял жену за шляпу».
Когда: до 15 января (wellcomecollection.org/bedlam)
Вход: бесплатный
Юлия Юзефович