С 6 по 10 декабря на сцене театра London Coliseum пройдет британская премьера балета Бориса Эйфмана Up& Down по мотивам романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Ночь нежна». На этот раз уникальный Санкт-Петербургский государственный академический театр балета, известный неординарным выбором произведений для постановок, привозит спектакль о талантливом психиатре, который женился на своей богатой пациентке, больной шизофренией, предал собственную жизненную миссию и утратил дар врачевания. «Ночь нежна» — произведение для балета несколько неожиданное, но только не для Бориса Эйфмана, всю жизнь стремящегося проникнуть в подсознание героев и с помощью языка танца извлечь наружу кипящие внутри страсти. При всей сложности темы Эйфман постарался избежать морализаторства и изобличения виноватых.
Одна из главных тем балета — трагедия загубленного таланта. Главная задача хореографа и его труппы — с помощью пластической лексики изобразить распад сознания героев и погрузиться в атмосферу 1920-х годов с их джазовым экстазом. Мы не смогли отказать себе в удовольствии погрузиться в сознание самого Эйфмана, который, с одной стороны, выглядит как гениальный отшельник, а с другой — поднимает в спектакле Up& Down такие актуальные для современного общества темы, как опасность соблазнов внешнего мира и предательства собственного «я».
— Борис Яковлевич, ваша хореография всегда вызывает удивление. Порой кажется, что вы изобрели для себя какие-то другие законы танца…
— От других балетных трупп мы отличаемся тем, что создаем новый жанр — русский психологический театр балета. Мы стремимся через язык танца выразить эмоции души, тот внутренний мир человека, который никому не виден. Тело предельно точно отражает чувственную жизнь личности, и поэтому эмоциональная энергия, излучаемая нашими артистами, очень заразительна. Она вовлекает зрителя в особый духовный обмен. Мы выступаем на знаменитых сценах Парижа, Нью-Йорка, Лондона, и везде нас принимают восторженно.
— Тема спектакля, который вы везете в Лондон — не самая типичная для балета. Почему «Ночь нежна»?
— Я давно увлекаюсь психоанализом. Даже хотел поставить балет о Фрейде, но понял, что в его судьбе нет интриги. Фрейд — ученый, чья жизнь сама по себе не очень интересна. Однако мне всегда было присуще желание с помощью пластического языка открыть тайны психического мира. Я был счастлив, когда вспомнил о романе «Ночь нежна». Это во многом автобиографическое, исповедальное для Фицджеральда произведение, в котором он рассказывает, по сути, о себе и своей жене Зельде. С одной стороны, роман отсылает нас к блистательному веку джаза с его неповторимой атмосферой вечного праздника, с другой — позволяет раздвинуть границы балетного искусства, поскольку через хореографию я показываю процесс работы психиатра и его сложные отношения с пациенткой. Up& Down пользуется колоссальным успехом во всем мире. С моей точки зрения, это закономерно: мы предлагаем зрителю удивительный синтез психоанализа в танце и красочного портрета эпохи 1920-х, наполненного джазовой музыкой Гершвина. Это не просто балет, а практически балет-мюзикл.
— Почему вы назвали свой балет «Вверх и вниз», а не оставили оригинальное название?
— Мы рассказываем трагическую историю психиатра. «Up & Down» — формула двух судеб. Вверх — линия жизни героини, которая выходит замуж второй раз и находит свое счастье. Вниз — горькая участь врача, чье падение заканчивается тем, что он возвращается в свою клинику, но уже в статусе пациента. Наши зрители не только видят эффектное зрелище, но и переживают драму героев спектакля.
— А вы общались с психиатрами? Откуда брали информацию для работы?
— Я не общался с психиатрами и не был их пациентом. Но художнику необязательно самому переживать трагедию, чтобы отразить ее в своих произведениях. Творцу ниспослан дар интуитивного погружения в мир персонажей. Когда на мой спектакль пришли психотерапевты, они были поражены, как тонко подмечены в балете различные нюансы их работы с пациентами. Психотерапия подразумевает, прежде всего, беседы с больным. А мне надо было выразить эту практику без слов, через танец.
— Какой из мотивов спектакля — ключевой?
— Центральный мотив в «Up & Down» — тема предательства своего дара. Ведь талант дается Богом и требует жертвенности, работы по сохранению и развитию. А мой герой поддался соблазнам и совершил тяжелейший грех — предал его.
— Вы и к своему дару относитесь с трепетом?
— Моя жизнь подчинена балету. Долгие десятилетия я развивал способность говорить с окружающими на языке тела и выражать то, что невозможно выразить словами. Я достиг такого уровня, когда мое искусство, подобно шаманству, завораживает людей. Я оперирую одними движениями, но они несут в себе энергию, притягивающую зрителя.
— Как выбираете произведения для постановок?
— Это долгий процесс поиска того сюжета и тех героев, с которыми ты проживешь месяцы жизни. Каждый спектакль — итог как минимум года очень тяжелого и мучительного труда. Я всегда ищу неожиданную и даже, может быть, не балетную историю, позволяющую открыть неизвестное в известном — то, что читается между строк.
— Вы довольно смело работаете с актерами, те же эротические сцены в ваших балетах сыграны с пугающей откровенностью для этого вида искусства.
— Я сочиняю «текст» сценического произведения, артист его учит. Успех постановки зависит от таланта исполнителя. Эмоциональный взрыв и бурные овации, которые происходят в конце спектакля, — результат работы артиста, гипнотизирующего зрительный зал. У нас уникальные танцовщики — молодые, высокие, красивые. А главное — способные через тело выразить эмоцию, идею, вызвать в зрителе сопереживание. Неслучайно наши артисты получают высшие театральные премии России и хорошие отзывы ведущих критиков мира.
— Кого вы считаете своими учителями?
— Великих советских хореографов Леонида Якобсона и Юрия Григоровича. Когда был молодым, то просто засматривался, как они сочиняют, создают пластический мир на месте пустого пространства.
— Вы, кстати, тоже немало создаете! Недавно открыли в Санкт-Петербурге Академию танца Бориса Эйфмана. Растите смену?
— Я очень благодарен правительству города, которое финансирует нашу балетную школу. Академия Вагановой готовит артистов для исполнения классики, но сегодня во многих балетных театрах как минимум половина репертуара состоит из современных постановок. Далеко не все танцовщики-выпускники могут перестроиться на принципиально иную для них пластику. Настало время для появления нового типа балетного артиста — более интеллектуального и креативного, по-настоящему универсального. И мы поставили своей задачей воспитать таких исполнителей. Мы ездим по всей России и находим талантливых детей, часто из бедных или многодетных семей, обеспечиваем им в Академии полный пансион — бесплатно одеваем, кормим, лечим, учим. Наша цель — подготовить новую артистическую элиту России.
— Есть ли у вас какие-то уникальные предметы, которые не изучают ни в какой другой балетной школе мира?
— Пластическая выразительность. Мы учим детей превращать тело в изобразительный инструмент, выражать с его помощью чувства и мысли, сочинять свой эмоциональный мир. Это очень важно, потому что довольно часто встречаешь артистов, которые выполняют движения, как роботы. Мы же растим разносторонних танцовщиков, готовых реализовать любую творческую фантазию хореографа.
— Стандартный вопрос: как вам на все хватает времени?
— Открою секрет — времени не хватает. Начинаю работать рано утром и заканчиваю поздно ночью. Вот мой режим. Я должен успеть реализовать все свои желания и идеи.
— Какова цель-максимум вашего творчества?
— Цель каждого художника — создать идеальное произведение искусства. Я тоже хочу поставить идеальный спектакль, хотя, конечно, совершенных творений не бывает. Ты движешься к нему, а оно отдаляется от тебя, подобно горизонту. В этом непрерывном стремлении к идеалу я совершенствую свое искусство и вижу, как оно становится все более востребованным. Моему театру в следующем году исполнится 40 лет. Все это время мы ищем возможности для развития балета и, как я считаю, добиваемся значительных успехов.
— Есть такое выражение «Кошка, которая гуляет сама по себе», а у вас театр, который гуляет сам по себе!
— Если быть точнее, то это театр, который уже более 25 лет «гуляет» по лучшим сценам мира. Театр, завоевавший репутацию одной из ведущих современных балетных трупп. Конечно, мне бы хотелось, чтобы наши гастроли в лондонском «Колизее» прошли успешно. Я с большим пиететом отношусь к зрителям британской столицы, прекрасно знающим хореографическое искусство и видевшим многие знаменитые театральные коллективы. Но я не боюсь конкуренции. Наоборот, я уверен: все, кто придет на наши выступления, будут зачарованы, потому что откроют для себя новый балетный мир.
— Зачем вообще современному человеку идти на балет, если можно посмотреть фильм? Проще и дешевле…
— Сегодня очень трудно заставить человека оторваться от компьютера, купить билет и пойти на спектакль. Зачем это надо? Думаю, наша труппа привлекает зрителей той живой эмоцией, которая питает людей. При этом мы показываем спектакли с масштабными декорациями, красивыми костюмами, современным световым оформлением и — что наиболее важно — с захватывающей историей, развивающейся на сцене. Наш театр создает глубокие балетные психодрамы, вызывающие у зрителя потрясение. Это можно сравнить с хорошими фильмами, в которых одновременно присутствуют и совершенная технология, и бьющаяся внутри живая человеческая душа. У нас происходит нечто подобное: сценические эффекты гармонично соединяются с драмой, выражаемой артистом через яркий современный танец. Эмоция, которая идет со сцены в зал, становится необходимой нашей публике уже после первого просмотра.
Беседовала Кристина Москаленко
Верхнее фото из архива Б. Эйфмана