«Под покровом ночи» (Nocturnal Animals). Режиссер Том Форд. США, 2016
У Сьюзан Морроу (Эми Адамс) в жизни все хорошо — она владеет галереей современного искусства и живет в огромном доме в Лос-Анджелесе вместе со своим мужем, красавчиком финансистом Хаттоном (Эрми Хаммер). Но это лишь внешняя сторона ее жизни, семья Морроу находится на грани банкротства, муж ее давно не любит, избегает встреч даже дома и при любом удобном случае пытается сбежать к любовнице в Нью-Йорк.
Однажды Сьюзан получает копию еще не выпущенного романа «Ночные животные». Эта книга посвящена ей, а автором является ее бывший муж Эдвард (Джейк Джилленхол). Пока Хаттон развлекается в Нью-Йорке, Сьюзан надевает большие модные очки и берется за чтение романа о простом парне Тони, который вместе с женой и дочкой отправился в поездку через западный Техас и на пустынной дороге встретился с агрессивно настроенными головорезами. В самых страшных местах этого романа (а их там много) Сьюзан вздрагивает, роняет книгу, тяжело дышит и постепенно понимает, что «Ночные животные» — это пересказ их с Эдвардом отношений, пусть и с большим количеством метафор и аллегорий.
«Под покровом ночи» — второй фильм режиссера и модельера Тома Форда, в котором выясняется, что тот готов рисковать, меняться и подрывать все зрительские ожидания. В 2010 году он удивил всех своим решением стать режиссером, но фильм «Одинокий мужчина» был органичной для него картиной: история любви двух мужчин, одетый с иголочки Колин Ферт, трагичная музыка, идеально выстроенные кадры — все, чего стоит ожидать от человека, который 30 лет проработал в индустрии моды. Новый фильм Форда оказался скачком в противоположном направлении. Рядом с вылизанной до блеска жизнью Сьюзан режиссер показывает пугающую реальность западного Техаса, где унитазы стоят прямо на улице, нет телефонной связи, но есть местные гопники и несвоевременная поездка может обернуться настоящей трагедией. Взаимосвязь и напряжение между двумя (а потом даже тремя) сюжетными линиями, одна из которых является лишь плодом фантазии героя (Джилленхола), и становится главной темой «Под покровом ночи».
На первый взгляд, реальной здесь является именно история Сьюзан, благодаря которой мы видим действие романа Эдварда. Впрочем, если чуть внимательнее присмотреться к фильму, то можно заметить, что режиссер спрятал в фильме неожиданный «перевертыш». Реальная сюжетная линия выглядит насквозь фальшивой, о чем говорят даже сами герои, а придуманный Эдвардом мир, напротив, является настолько реалистичным, что от страха и отвращения становится тяжело дышать.
Несмотря на все эти различия, обе сюжетные линии в фильме связаны, и зритель должен сам разобраться в параллелях между фантазией Эдварда и его реальными отношениями с бывшей женой. Если в первой части фильма зритель следит за тем, как реальность влияет на сюжет романа, который читает Сьюзан, то к концу фильма выясняется, что и выдуманная история может повлиять на жизнь реальных людей.
Еще четыре фильма, в которых реальность смешивается с фантазией
«Адаптация» (Adaptation, 2002)
«Адаптация» режиссера Спайка Джонза и сценариста Чарли Кауфмана — яркий пример того, как фантазия может смешиваться не только с реальностью, существующей в пространстве фильма, но и вываливаться за пределы экрана. Так, Николас Кейдж в «Адаптации» играет сценариста Чарли Кауфмана, который никак не может превратить книгу Сьюзан Орлеан «Вор орхидей» в сценарий для фильма. При этом в самом фильме действительно есть сценарий реальной книги «Вор орхидей», который написал реальный Чарли Кауфман. Когда к концу фильма явь и вымысел в очередной раз поменяются местами, зрителю останется лишь поверить, что разница между зыбкой фантазией и стабильной реальностью не так существенна.
«Бердмэн» (Birdman, 2014)
Ригган Томпсон — забытый всеми актер, который много лет назад получил свои пять минут славы, исполнив роль супергероя Бердмэна. Спустя двадцать лет Томпсон пытается вновь завоевать внимание публики с помощью пьесы по рассказам Рэймонда Карвера, в которой он выступает и режиссером, и исполнителем главной роли. Впрочем, близкие Томпсону люди и голоса в его голове уверены, что актера ожидает провал. Алехандро Гонсалес Иньярриту смешивает реальность и фантазии самым простым, но, пожалуй, и самым эффектным образом — с помощью безумия главного героя.
«Бойцовский клуб» (Fight Club, 1999)
Джек ведет самую заурядную жизнь и мучается от бессонницы до тех пор, пока однажды на его пути не встречается Тайлер Дерден, красавчик-анархист в красной кожаной куртке, который однажды просит Джека ударить его и никому об этом не рассказывать. Дэвид Финчер — самый хитрый режиссер в этом списке. Он неспешно заводит зрителя в дремучий лес, пока тот находится в полной уверенности, что он гуляет в главном городском парке. Когда наивные зрители наконец поймут, какой трюк с ними провернул режиссер, вся структура фильма моментально упадет на головы ошарашенной публики.
«Малхолланд-драйв» (Mulholland Drive, 2001)
В некоторых сценах «Под покровом ночи» Форд отсылает зрителей к «Малхолланд-драйв», чего стоило ожидать. Ни один режиссер не умеет так ловко запутывать зрителей в параллельных реальностях, как Дэвид Линч. Фильм начинается почти как бразильский сериал, в котором главная героиня теряет память и вместе со случайной знакомой пытается понять, кем же она на самом деле является. Дальнейшие события в фильме действительно будут напоминать латино-американские страсти, но поданы они будут под таким сюрреалистичным соусом, что голова закружится даже у самых сдержанных и рациональных зрителей.
Подготовила Юлия Юзефович