Любой мужчина, которому важно презентабельно выглядеть, знает: найти хороший костюм непросто, а потому лучше готовить сани летом — искать костюм заранее. Или, как в анекдоте, поручить это дело женщине.
В поисках идеального костюма для мужа Татьяна Кожевникова безуспешно прошла не один десяток бутиков, после чего решила взять дело в свои руки и открыть в Лондоне компанию индивидуального пошива мужских костюмов по системе made-to-measure (сшито по меркам).
Красавец-мужчина
«Когда муж готовился к выпускному, родители подарили ему 1000 фунтов и сказали, что эти деньги — для первой инвестиции в будущее — на хороший костюм, — смеясь, начинает рассказывать Татьяна. — Мы отправились в Selfridges „делать инвестицию“, но через четыре часа вышли ни с чем. Напоследок заглянули в бутик Gucci, и как только он надел тот костюм, у меня отвисла челюсть. До сих пор вижу: вышел из примерочной, стоит, любуется собой, плечи расправил. На тот момент мы уже четыре года встречались, но таким красивым я его еще не видела. Костюм стоил более 2000 фунтов, инвестицию сделать не получилось. Но тогда я увидела, какой „результат“ дает хороший костюм».
С тех пор Татьяна стала обращать внимание на мужчин в брюках и пиджаках.
«Многие годы я наблюдала, что очень мало мужчин носят костюмы, которые сидят по всем правилам, — признается Татьяна. — Конечно, консультанты в магазинах очень любят петь песню „Замечательно сидит! Берите, покупайте!“ Мужчины не заморачиваются и берут. Хотя на самом деле ничего хорошего им не предложили. В какой-то момент Филипп даже начал ходить к портным, но было впечатление, что его не слышат. Все, что ему шили, было очень старомодным и будто не на него».
Measure of a Man
Отчаявшись и одновременно вдохновившись, год назад Татьяна начала посылать запросы в Китай и Италию на индивидуальный пошив костюмов по системе made-to-measure. Просто чтобы понять, чего стоит делать костюм и почему хороший костюм в рознице так дорог.
«Я работала в GlaxoSmithKline, занималась аутсорсингом производства лекарств, — говорит Татьяна. — Запросы, переговоры, визиты на заводы — привычное дело. Я знала, как задавать вопросы и сортировать ответы. В процессе поняла, что Китай замечательно подходит для массового производства, если ты находишься там и все контролируешь. А итальянцы очень необязательные — только „белла донна“ и паста на уме. При этом костюмы, сшитые по системе made-to-measure, — это хорошо развитая индустрия. Каждая компания, которая в ней работает, предлагает свою систему моделей и лекал, и у меня был выбор. В итоге я нашла немецкую компанию, которая разрабатывает лекала и дизайн и контролирует пошив в Португалии».
Индивидуальный пошив в XXI веке
Подписав контракт, Татьяна решила уйти с работы. Она зарегистрировала компанию по индивидуальному пошиву мужской одежды Artefact London и сняла студию на New Bond Street.
«Вариаций лекал для пиджака у нас — более 60, для брюк — более 25, комбинаций — бессчетное количество. Я использую мастер-модели каждого размера, — говорит Татьяна. — Это работает так: вы приходите в студию, надеваете модель своего размера, я смотрю и замеряю, что нужно подкорректировать. Рукав короче, в плечах шире, подкоротить лацкан, в талии уже, в бицепсе шире, есть ли сутулость, а может, „животик“? Все эти заметки заносятся в компьютер, и выкройка меняется по вашим меркам. Сразу после этого на фабрике в Португалии костюм отправляется в пошив. Мне не приходится снимать 40 мерок и вручную рисовать лекала. На фабрике, с которой я работаю, система подгона мастер-лекал отлажена математически. Это экономит массу времени и денег. То есть, с одной стороны, пошив made-to-measure так же эффективен, как массовое производство, с другой — это индивидуальный пошив, потому что клиент сам выбирает дизайн: ткань, форму лацканов, пуговицы, карманы и даже цвет ниток. Но главное — костюмы, сшитые по такой системе, отлично сидят и стоят дешевле, чем услуги портного».
Мама сшила мне штаны
У Татьяны всегда шили бабушка и мама. «В 90-е мыжили в Алма-Ате, — говорит Татьяна. — Я была очень худенькой, и найти штаны было сложно. Мы с мамой постоянно ходили в турецкий магазин тканей и покупали все необходимое. Однажды я выбрала ярко-сиреневую ткань на модные тогда брюки-клеш. Замерили, раскроили, сшили, отпарили и прогладили. Но ткань во время глажки села и штаны оказались по щиколотку. До сих пор как реликвию храню те брюки».
Последние штаны Татьяна сшила себе в 17, перед отъездом на учебу в… Китай!
На китайском
С 12 лет Татьяна начала учить китайский — хотела научиться писать иероглифы. «Годы с частным преподавателем дали результат, — объясняет Татьяна. — К 17 я могла говорить, занимала призовые места на олимпиадах и у меня была цель — поступить в университет Beijing Daxue в Пекине. Чтобы подтянуть язык, я на шесть месяцев поехала в Пекин».
Сдав языковой тест, Татьяна стала готовиться к вступительным экзаменам по международной и китайской истории, математике и английскому. Наибольшей проблемой, как казалось, была китайская история. «Я перечитывала учебники по истории два раза, — вспоминает Татьяна. — На первых ста страницах в каждой строчке со словарем переводила как минимум по 3-4 слова. В итоге совсем позабыла про математику. Поэтому историю я сдала, а на экзамене по математике набрала 13 баллов из 100 возможных. Это был шок, ведь в школе по математике и геометрии у меня всегда были пятерки!»
Поворот судьбы, Или с легким паром!
Вернувшись в Алма-Ату, Татьяна снова взялась за книги, чтобы поступить в другой университет. Тут появилась ее первая любовь — Филипп, который учится в Лондоне.
«Мама видит, что я реву, — улыбается Татьяна, — то из-за Филиппа, то из-за экзаменов. И тут я слышу: „А езжай в Лондон. Как-нибудь оплатим“. Уже через полчаса я отослала документы в European Business School, где учился Филипп, и через несколько месяцев изучала международный бизнес и финансы в Лондоне. Я очень благодарна родителям, которые поняли тогда, что довольно дорогая для них учеба в Лондоне и мои отношения с Филиппом того стоили. Сегодня у меня свой бизнес в Лондоне и семья с Филиппом, я отучилась по программе обмена в Китае и Испании, смогла посетить множество выставок и увидеть производственные возможности разных стран и индустрий. Немного лишь жаль, что китайский до сих пор мне особенно не пригодился».
Кристина Москаленко, фото Антона Фатьянова
Костюмы, сорочки, пальто, smart casual wear как произведение искусства: www.theartefact.com