В Национальной портретной галерее проходит выставка, посвященная карьере Пикассо-портретиста
Пабло Пикассо — один из самых известных в мире художников, а его работы будут знакомы даже тем, кто далек от мира искусства и в художественные галереи заглядывал только по требованию. Но именно эта популярность существенно ограничивает знакомство публики с творчеством испанского художника: Пикассо обычно знают как художника-кубиста; в лучшем случае зрители будут знакомы с его «голубым» и «розовым» периодами, а также с «Герникой».
Кураторы Национальной портретной галереи совместно с барселонским музеем Пикассо решили организовать ретроспективу портретов Пикассо, которая покрывает все этапы жизни и творчества художника — от реалистичных портретов юного Пабло до более экспериментальных работ более поздних лет. В отличие от многих классических художников, у Пикассо никогда не было патронов, которые заказывали у него свои портреты, что давало ему возможность экспериментировать и расширять рамки этого стиля.
На портретах Пикассо в основном изображены его друзья и знакомые, он подбирал стиль портрета, учитывая характер своих моделей, их настроение и окружающую действительность. В этих полотнах Пикассо стремился не к фотографической, а к эмоциональной точности, которая гораздо лучше сможет рассказать о человеке на портрете.
Не пропустите комнату с портретами первой жены Пикассо, балерины Ольги Хохловой, где очень хорошо заметен этот подход художника. В начале 1920-х супруги еще жили в полной гармонии друг с другом, и классический портрет Ольги Пикассо, написанный в 1923 году, становится отражением этой идиллии в личной жизни художника. Несмотря на то, что официально супруги оставались женаты до самой смерти Ольги, их отношения начали разваливаться уже через восемь лет после свадьбы, а в 1927 году Пикассо начал встречаться с Мари-Терез Вальтер. Эти события в жизни художника находят отражение в полотне «Женщина в шляпе», где вновь изображена Ольга, но в двух портретах нет ничего схожего. К 1935 году Ольга превращается в абстрактную бело-зеленую фигуру с растерянным выражением лица, которая, кажется, только что узнала об изменах мужа и вот-вот собирается уйти от него.
Пикассо также был известен тем, что не боялся заимствовать понравившиеся ему идеи у других художников («Хорошие художники копируют, великие художники воруют»), и кураторы Национальной галереи очень подробно рассказывают об отношениях испанского художника с другими живописцами — даже с теми, кто умер задолго до рождения самого Пикассо. В раннем возрасте Пабло учился в школе изящных искусств в Барселоне и в Королевской академии искусств в Мадриде, что позволило ему хорошо изучить творчество классических художников. Пикассо считал их своими близкими друзьями, которые заполняли его студию и наперебой давали ему советы.
Такое, пусть и выдуманное, но очень близкое общение с классическими художниками позволило ему заимствовать их методы, адаптируя к условиям ХХ века. Так, портрет «Жаклин в черном шарфе», написанный в 1954 году, — это, конечно же, отсылка к портретам Эль Греко, пусть и смешанная с авангардистскими настроениями. Выставка в Национальной галерее становится своего рода ребусом, где вы можете угадывать, кого в каждом из полотен хотел процитировать Пикассо и какие отношения его связывали с натурщиком или натурщицей в момент написания картины.
Юлия Юзефович
Выставка проходит до 5 февраля (npg.org.uk/whatson/picasso-portraits/exhibition.php)
Вход: £15,50-17; каждую пятницу первые сто билетов продаются за £5