Крикну, а в ответ - тишина...
31/01/2017 14:54

Крикну, а в ответ — тишина…

«Молчание» (Silence)
Режиссер: Мартин Скорсезе
США, 2016 год

Семнадцатый век. Два иезуита: Родригес (Эндрю Гарфилд) и Гарупе (Адам Драйвер) узнают, что их учитель, падре Феррейра (Лиам Нисон), перестал проповедовать христианство в Японии, отрекся от своей веры, живет с местной женщиной и носит японское имя. Родригес и Гарупе не верят, что их любимый Феррейра мог предать Бога, и отправляются в Японию, чтобы узнать, что случилось с миссионером, и спасти его душу.

В Японии в это время у власти находится династия сегунов Токугава, правители которой поддерживают изоляцию страны от европейского влияния и пытаются полностью искоренить христианство среди подданных. В компании японского рыбака, который под давлением властей ранее отрекся от христианства, Родригес и Гарупе прибывают в Японию и узнают, что большинство местных христиан было убито властями, а оставшиеся приверженцы Католической церкви вынуждены притворяться буддистами, сохраняя свою настоящую религиозную принадлежность в тайне. Португальским миссионерам приходится скрываться в заброшенных хижинах, проповедовать по ночам и надеяться, что провидение Божие поможет им найти падре Феррейру. Впрочем, очень скоро Родригес и Гарупе сами увидят, на какие жестокости идут японские власти, чтобы истребить католиков, поставят под сомнение свою веру, а потом и сами окажутся в плену у местных «инквизиторов».

«Молчание» — очень неоднозначная лента. Большую часть работ Мартина Скорсезе занимают фильмы о гангстерах, безумцах, полицейских, таксистах и волках с Уолл-стрит, но иногда режиссер неожиданно выпускает картину на глубоко религиозную тему, разделяющую его поклонников на тех, кто все понял, и на тех, кто жалеет о потраченном времени. Фильм с Гарфилдом, Драйвером и Нисоном в главных ролях длится два часа сорок минут, действие происходит в Японии пятьсот лет назад, а большая часть экранного времени посвящена внутренним страданиям падре Родригеса. Оператор Родриго Прието совершенно заслуженно получил свою вторую номинацию на «Оскар»: картинка в этом фильме зачастую становится важнее очередной молитвы или размышлений о божественном вмешательстве в наши жизни. Выигрышная комбинация Прието состоит из бледных, измученных голодом и холодом героев и суровой японской природы, где туман застилает горы и поля и где холодная вода Восточно-Китайского моря разбивается в пену о прибрежные камни. Эти холодные, аскетичные кадры становятся подходящим фоном для того, чтобы показать страшные пытки, которым подвергались японские христиане и европейские миссионеры.

Премьера «Молчания» прошла в Ватикане, сам режиссер встречался с папой римским Франциском и весь посыл фильма сводится к тому, что настоящая вера может пережить не только пытки, но даже отречения и молчание. За таким прославлением христианских мучеников зритель обязательно заметит контраргументы японцев, которые не хотят, чтобы в их стране непонятные люди из Португалии или Испании насаживали свою религию. «Падре, вы, наверное, не заметили, но у нас есть своя религия», — так японский переводчик объясняет простые, казалось бы, вещи падре Родригесу. Но миссионер остается упертым фундаменталистом, который верит, что только христианство является настоящей религией, а японцы отравляют землю, на которой должно расти христианство. Такие мысли неудивительны для колониальной культуры, но от Скорсезе хотелось бы получить более вдумчивого взгляда на японцев и их религию.

Когда Родригез видит страдания японских христиан и не может найти этому никаких божественных оправданий или объяснений, он все-таки начинает сомневаться в своем Боге. Скорсезе в эти моменты задает все самые важные вопросы. Почему в мире есть боль, страдания и насильственная смерть? Как вселюбящий Бог может позволять такую жестокость? Почему он не отвечает на молитвы своих детей? К сожалению, на все эти вопросы режиссер отвечает коротким «Продолжай верить», что в XXI веке не является удовлетворительным ответом.

Фильмы Скорсезе, которые стоит посмотреть после «Молчания»

«Таксист» (Taxi Driver, 1976)

Несмотря на то, что карьера Скорсезе растянулась на полвека, свой, пожалуй, самый главный фильм — «Таксист» — он снял еще в середине 1970-х. Любимчик режиссера Роберт Де Ниро играет роль одинокого таксиста и бывшего солдата Трэвиса Бикла, который недавно вернулся из Вьетнама и теперь ездит по улицам заваленного мусором Нью-Йорка, пытаясь найти в своем существовании хоть какой-то смысл. Вместо смысла он натыкается лишь на человеческие пороки, постепенно начинает ненавидеть всех окружающих и решает самостоятельно изменить мир к лучшему.

«Славные парни» (Goodfellas, 1990)

Генри Хилл всегда мечтал стать гангстером и с юных лет делал все возможное, чтобы его приняли в итальянскую мафию. Рассказывая историю Генри, который проходит все круги мафиозной жизни, Скорсезе показывает то, что ему, итальянскому мальчишке, довелось увидеть на улицах Нью-Йорка в середине ХХ века. В этой гангстерской жизни гораздо больше сатиры, чем романтики, а сам режиссер делает все возможное, чтобы не превратить своего героя в мифического Клайда Берроу.

«Волк с Уолл-стрит» (The Wolf of Wall Street, 2013)

В 2014 году все ожидали, что Леонардо Ди Каприо наконец получит свой долгожданный «Оскар» за роль банкира Джордана Белфорта. Но свой главный приз Лео получил за гораздо более слабого «Выжившего», а «Волка» прокатили мимо всех пяти номинаций на тех «Оскарах», но он все равно стал одним из важнейших фильмов последних лет. Перешагнув через 70-летний рубеж, Скорсезе неожиданно снял один из самых смешных, остроумных, злободневных и даже сексуальных фильмов.

Подготовила Юлия Юзефович

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024