Opal

Фильмы об угрызении совести

Фильмы об угрызении совести

«Манчестер у моря» (Manchester by the Sea)
Режиссер Кеннет Лонерган
США, 2016

Ли Чендлер (Кейси Аффлек) работает сантехником, электриком, уборщиком и дворником в нескольких многоквартирных домах в Бостоне. В нем нет ни капли традиционной американской приветливости: он почти не разговаривает с жильцами, а если и затевает разговор, то чаще всего начинает им хамить. На работе его держат, потому что он нелегально соглашается работать электриком, получает мизерную зарплату и живет в ужасной комнате с окном 20 на 40 сантиметров. Иногда Ли все-таки заходит в бар, но там он обычно смотрит в одну точку, не общается с флиртующими с ним девушками и в любой непонятной ситуации бьет неприятным мужчинам в нос.

Однажды у Ли зазвонит телефон и ему придется бросить все дела и отправиться в родной город Манчестер у моря, где от инфаркта умер его брат Джои (Кайл Чендлер). Через серию флешбэков мы узнаем, что бывшая жена Джои была алкоголичкой, и мужчина в одиночку воспитывал их сына Патрика. На момент смерти отца Патрику (Лукас Хеджес) еще нет 21 года, и в завещании Джои называет своего брата опекуном мальчика. Ли шокирован таким решением: он не хочет и не может оставаться в Манчестере, а брат никогда не обсуждал с ним свои планы. Патрик не против того, чтобы дядя Ли стал его опекуном, но он категорически не хочет переезжать в Бостон, оставив в Манчестере школу, друзей, хоккейную команду, музыкальную группу и сразу двух девушек (одну из которых играет дочка Михаила Барышникова).

Манчестер у моря – небольшой городок в штате Массачусетс с населением в пять тысяч человек, и одноименный фильм режиссера Лонергана сохраняет в настроении картины камерность и провинциальность этого городка, где все друг друга знают, а знаменательные события происходят раз в десятилетие. Ли Чендлер не просто так решает переехать в Бостон и работать там уборщиком: он бежит из маленького городка, где память о минувших событиях никогда не стирается, а каждый встреченный человек будет знать его, его брата или их отца.

Зритель не сразу поймет, что является причиной злости, замкнутости и агрессивности главного героя, но возвращение в Манчестер у моря всколыхнет все те воспоминания, которые Ли пытался спрятать за бессмысленной, отупляющей работой, безликой квартирой, незнакомыми людьми и стаканами пива. К середине фильма выяснится, что в прошлом мужчина совершил ужасную ошибку, за которую он не может простить себя даже десять лет спустя. Лонерган позволяет своему герою почти не говорить о прошлом, но он внимательно наблюдает за тем, как Ли отказывается жить настоящим днем и как вся его жизнь в Манчестере превращается в череду упреков и внимательных взглядов. Режиссер пытается понять, все ли наши поступки можно простить? Где проходит грань прощения и смирения, а где начинаются поступки, которые нельзя искупить?

Каким-то подобием спасения для Ли становятся отношения с племянником Патриком, о котором он, согласно завещанию брата, должен заботиться. Впрочем, достаточно быстро выясняется, что симпатичный и уверенный в себе 16-летний парень не нуждается в поддержке дяди, сам справляется с бытовыми проблемами и даже умудряется завести в этом крошечном городке двух девушек, которые не знают (или не хотят знать) друг о друге. Зато побитый жизнью дядя нуждается в присутствии в своей жизни близкого человека, хотя боится в этом признаться.

Еще три фильма о чувстве вины

«Скрытое» (Cache, 2005)

Успешный телеведущий Жорж Лоран живет в Париже вместе с сыном Пьерром и женой Анн, работающей книжным издателем. Неожиданно их размеренную жизнь нарушают анонимные видеозаписи, в которых засняты члены семьи Лоран и фасад их дома, а потом по почте начинают приходить и странные рисунки, как-то связанные с детством Жоржа. Телеведущий предполагает, что так ему пытается отомстить араб Маджид, которого родители Жоржа хотели усыновить много лет назад, но в последний момент отказались от этой идеи. В полиции к выводам Лорана относятся со скепсисом и отказываются возбуждать дело против Маджида, потому что в видеозаписях нет никаких угроз. Режиссер Михаэль Ханеке в «Скрытом» расследует не только вину Жоржа, но и вину французского правительства, которое на протяжении десятилетий скрывало правду о жертвах Парижских погромов 1961 года.

cache

«Антихрист» (Antichrist, 2009)

Безымянные герои страстно занимаются сексом под музыку Генделя, пока их маленький сын Ник выбирается из кровати, засматривается на снежинки и вываливается из окна. Впоследствии женщина, которую играет Шарлотта Генсбур, начинает мучиться от угрызений совести, а недальновидный муж-психолог (Уиллем Дефо) решает отвезти ее в лес – место, которого она больше всего боится, – чтобы там его жена могла избавиться от скорби, чувства вины и страхов. Решение мужчины оказывается большим просчетом, и в изолированном лесном доме сходить с ума начинают оба героя. «Антихрист» стал одним из самых страшных и спорных фильмов датчанина Ларса фон Триера, которого одна часть критиков назвала женоненавистником, вторая – лучшим режиссером на планете, а жюри в Каннах вручило Генсбур приз за лучшую женскую роль.

antichrist

«Олдбой» (Oldboy, 2003)

Обычный южнокорейский менеджер среднего звена О собирается домой на день рождения собственной дочери, но по дороге из офиса напивается до потери сознания и просыпается в безликой комнате с железной дверью, где его продержат на протяжении следующих 15 лет без каких-либо объяснений. За эти годы О так и не догадается, какой поступок стал поводом для его заточения, хотя найдет много причин для угрызений совести. Однажды мужчину без каких-либо объяснений выпустят, и он, с молотком наперевес, попытается узнать, кто отнял у него 15 лет жизни и почему. Режиссер Пак Чхан Ук снял удивительную драму о том, как люди, сами того не замечая и не запоминая, разрушают чужие жизни, запуская тем самым бесконечный механизм ненависти и мести. В 2013 году Спайк Ли снял американский ремейк «Олдбоя» с Джошем Бролином в главной роли, но до оригинала, увы, не дотянул.

oldboy

Подготовила Юлия Юзефович

 

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked with *

Cancel reply