Расизм на улице Вязов
21/03/2017 16:55

Расизм на улице Вязов

«Прочь» (Get Out, 2017)
Режиссер Джордан Пил
США, 2017 год

Молодой темнокожий парень идет по улице в благополучном белом районе и разговаривает по телефону со своей девушкой. Темно, парень никак не может найти нужную улицу, а тут еще за ним медленно начинает ехать подозрительный автомобиль. Парень решает, что с девушкой и ее родителями он встретится в другой раз и уже собирается идти домой, как на него нападает и затаскивает в машину неизвестный в маске.

После этой сцены мы наконец встречаем главного героя «Прочь» — темнокожего фотографа Криса (британский актер Даниэль Калуя), которого в ближайшие выходные ждет тяжелое испытание. Он едет знакомиться с родителями своей белой девушки Роуз (Эллисон Уильямс), которые даже не догадываются, что их дочь планирует привести в дом афроамериканского парня из Бруклина. Роуз пытается убедить своего парня, что он создает проблемы на пустом месте, а ее либеральный папа (Брэдли Уитфорд) еще не один раз скажет Крису, как ему нравился Обама и как он сожалеет о том, что за него нельзя было проголосовать в третий раз.

Крис собирается с духом и отправляется в идеальную «белую» жизнь: отец Роуз работает хирургом и действительно признается в любви к Обаме, мать-психолог (Кэтрин Кинер) обещает с помощью гипноза избавить парня от пагубной привычки курить, живут они в прекрасном доме с садом и прислугой, которая по странному стечению обстоятельств состоит исключительно из афроамериканцев. Родители Роуз так активно пытаются продемонстрировать свою либеральность и равнодушие к цвету кожи нового бойфренда их дочери, что он невольно начинает сомневаться в искренности их слов, замечая странности в поведении темнокожих садовника и служанки и с опаской поглядывая на странного и несколько агрессивного братца Роуз (Калеб Ландри Джонс). Когда Крис пытается поделиться своими волнениями с Роуз, она с удивлением смотрит на него и не понимает, как он смог углядеть расистские подтексты в поведении ее семьи. Молодой человек решает, что он действительно раздувает из мухи слона, но когда начнется самая страшная часть фильма и он захочет сбежать из этой бело-американской идиллии, будет уже поздно.

Режиссерский дебют комика Джордана Пила — уникальный пример того, как из фильма ужасов можно сделать социально важную ленту, которую нужно смотреть именно в кино и которая поднимет серьезную дискуссию в американской прессе. «Прочь» становится ответом всем тем, кто уверенно заявляет, что с избранием на пост президента США Барака Обамы Америка превратилась в пострасовое общество. Только очень далекий от современного социального контекста человек может говорить, что афроамериканцев в США больше никто не ущемляет, а какие-либо проявления расизма — это лишь нездоровое воображение темнокожего населения. Всю первую половину фильма Крис верит, что если люди заявляют, что они не расисты, то они и не могут быть расистами, даже если все их поступки говорят об обратном.

«Прочь» особенно интересен тем, что многие сюжетные повороты фильма ужасов здесь используются для того, чтобы вновь вернуть на поверхность общенациональную дискуссию о проблеме расизма. Эта картина посвящена тому бесконечному ужасу, в котором живет большинство афроамериканцев и который почти незаметен белому населению (а какая-то часть белого населения этот ужас активно создает). Отрицание существования проблемы превращает ее в более глубокую травму, которая влияет как на поведение, так и на сознание людей. Выбрав такой необычный для расового фильма жанр, Джордан Пил привлекает к этому разговору молодую и социально-активную аудиторию, для которой расизм должен умереть, но не забыться.

Еще три фильма ужасов, которые стоит посмотреть

«Психоз» (Psycho, 1960)

Спустя 57 лет после выхода на большие экраны «Психоза» эту картину Хичкока уже не назовешь самой страшной лентой в истории кино: слишком много фильмов ужасов, заполненных кровью и жестокими злодеями, было выпущено за эти годы. Но Альфреда Хичкока не за красивую лысину называют «мастером саспенса». Историю Нормана Бейтса — маменькиного сынка, вуайериста и маньяка, режиссер превратил в сложное действо, где черно-белый экран, музыка, визуальный ряд и игра актеров должны вызвать в зрителе одну-единственную эмоцию — всепоглощающий страх. Если сразу после просмотра «Психоза» вы можете спокойно заходить в душ и не вздрагивать от каждого подозрительного звука, то вы либо Хичкок, либо Норман Бейтс, либо бесчувственный андроид.

«Сияние» (The Shining, 1980)

Если кто и знает, как надо пугать людей, то это, конечно же, Стивен Кинг, по книге которого и было снято «Сияние». Писатель Джек Торранс, которого играет неповторимый Джек Николсон, решает стать смотрителем в отеле «Оверлук» на время «мертвого» сезона, когда здесь нет ни гостей, ни персонала. Вместе с женой и сыном Торранс отправляется в заснеженные горы Колорадо, где надеется написать великий роман, но вместо этого начинает все чаще прикладываться к бутылке с бурбоном, медленно, но верно теряет рассудок и, в конце концов, берется за топор. Кинг остался не очень доволен интерпретацией Кубрика, но тут он, кажется, в меньшинстве: кровавые сцены из лифта и безумное лицо Николсона в разбитой двери навсегда засядут в вашем сознании.

«Челюсти» (Jaws, 1975)

По данным исследования Флоридского университета, ежегодно от падающих кокосов умирает в 10 раз больше людей, чем от акул-людоедов (150 против 15), однако кокосы и кокосовая вода считаются полезными продуктами и райским наслаждением, а плавник акулы, торчащий из воды, напротив, вызывает у людей панические атаки. В разрушении их репутации акулы могут винить одного человека — режиссера Стивена Спилберга, который в середине 1970-х до смерти напугал любителей морского отдыха одной механической акулой.

Подготовила Юлия Юзефович

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024