Юрий Шевчук: «Это диалектика, друзья. Все идет по спирали»
19/04/2017 21:30

Юрий Шевчук: «Это диалектика, друзья. Все идет по спирали»

22 апреля в Лондоне группа ДДТ представит свою новую программу «История звука». «Англия» поговорила с лидером группы Юрием Шевчуком об истории, которую они хотят рассказать на концерте, о протестной музыке и о том, как он относится к телефонам на своих концертах.

— «История звука» — музыкальная ретроспектива, охватывающая 37-летнюю историю ДДТ. Как вы выбирали песни для этой программы и что хотели рассказать своим слушателям?
— «История звука» — не сборник хитов, не «самое лучшее для вас, любимых». Все-таки я не смог без сквозного действия, которое так любим мы со стариком Станиславским. Песни выбирались наиболее аутентичные тому или иному дню календаря, который мы проживали. И, конечно, для нас было важно, чтобы они звучали актуально и сегодня. Как ни странно, таких песен оказалось немало.

— Кроме 37 лет истории ДДТ, «История звука» также охватывает разные периоды истории России. Есть ли в вашей новой программе какие-то размышления об истории России, о современных социальных и политических проблемах?
— Сейчас слово «история» снова актуально в России, о ней многие говорят: некоторые ее опять переписывают, другие занимаются мифологией. В этой программе мы попытались рассмотреть последние десятки лет нашей жизни, которые мы помним, которые мы любили и ненавидели, и здесь трудно соврать, потому что другие люди тоже жили в этом.
Вообще, наша программа состоит из трех блюд. На первое — 80-е годы, на второе — 90-е и на десерт — нулевые и нынешние дни. Песен я, старый графоман, написал много, и очень трудно было выбрать то, что нравится сейчас. Но что-то получилось. Очень интересно было работать над светом и видео. 80-е у нас окрашены «горшками», то есть театральными парами, динамические световые приборы появились только в 90-х. На экранах — много нашей хроники тех лет. В этой программе мы попытались организовать наше звучание так, чтобы слышна была наша история. Интересно было окунуться в звук, с которого мы начинали. И, конечно, мы включили в «Историю звука» много социальных песен, которые были и остаются основой нашего творчества.
— С 2011 года в России начал появляться спрос на серьезную политическую дискуссию, но большинство молодых музыкантов аккуратно обходят эту тему, и даже такие большие фигуры в современной русской музыке, как Земфира, «Мумий Тролль» и «Сплин», остаются в стороне. Почему «протестный плейлист», в котором играете вы, Цой и ранний Гребенщиков, так и остается родом из 80-х? Есть редкие исключение вроде Васи Обломова, но нового протестного гимна, который сможет сравниться с цоевскими «Переменами», так никто и не написал?
— Песни диктуются временем, мироощущением, сопереживанием. Тогда, в 80-х и в 90-х, в обществе было много протеста и «социалки» — страна искала новые дороги. В нулевые, когда появились группы, о которых вы говорите, жизнь потихоньку начала налаживаться, вся страна делала «евроремонт» в отдельно взятых хрущевках и не только. Молодежь занялась собой. Поэтому не стоит удивляться, что и Земфира, и «Мумий Тролль», и «Сплин» отразили именно то время. Не с утра же до ночи о революции всем петь. Мы это 70 лет слушали при советской власти. Сейчас протест вновь усиливается в связи с проблемами в стране, опять появля-ются группы с критичными, протестными песнями. Это диалектика, друзья. Все идет по спирали.

— Как за последние десятилетия изменилась атмосфера на ваших концертах? Мешают ли вам телефоны, на которые поклонники снимают каждое ваше слово, или вы на них не обращаете внимания?
— Мы никогда не запрещали ни снимать наши концерты, ни фотографировать, ни записывать. Рок — это демократическая музыкальная форма. Что же касается атмосферы, то, на мой взгляд, она не очень изменилась. Народ как выживал раньше, так и сейчас это делает. Ему необходимы дружеское слово и хороший звук не для того, чтобы забыться, а чтобы услышать наше мнение о происходящем и сверить его со своим. Народ приходит на концерты мрачный, а уходит веселый и полный оптимизма. Когда так происходит, значит, концерт получился. Уныние — грех.

— Существует мнение, что люди, иммигрирующие в другие страны, сохраняют в себе «законсервированный» образ своей родины. Замечаете ли вы ностальгию по прошлому в зрителях, которые приходят на ваши концерты за пределами России и стран СНГ? Узнают ли они ваши новые песни или в основном ждут старых хитов?
— «Консервы» в головах иммигрантов вскрываем. Показываем скорость, с которой двигается и меняется страна. Правда, в каком направлении — никто не знает. Но весело, блин. И многое, конечно, трагично. Сейчас такой момент, что новые песни слушают так же внимательно, как и старые. По крайней мере, люди, слушающие «Историю звука». Мы постарались, чтобы каждая песня в этой программе отражала время, а время летит быстро. Не успевают люди устать даже за три часа концерта. Все быстро меняется.

— Англоязычная музыка сильно повлияла на русских рокеров во второй половине двадцатого века. Интересовало ли вас когда-то западное звучание? Есть ли английские группы или музыканты, повлиявшие на ваше творчество? Или вы пытаетесь обходиться без «импортного» музыкального влияния?
— В России есть нефть, в Англии — рок-н-ролл. Мы давно уже работаем с британскими специалистами: звукорежиссерами, саунд-продюсерами и другими профессионалами. Как говорил Левша, в Англии ружья кирпичами не чистят; я это с детства понял, когда первый раз услышал «Битлов». Я достаточно хорошо знаю британскую музыку. И не только классику, но и современные группы. Много нравится, например, Arctic Monkeys, Kasabian, Daughter… Каждый год прослушиваю все, что звучит на фестивале Glastonbury, где мечтаю побывать. Рок-н-ролл — музыка без границ, поэтому чем больше мы будем слушать друг друга, учиться друг у друга, тем он будет актуальнее и веселее.

 

— Через три года ДДТ будет отмечать 40-летний юбилей, но программа «История звука» уже похожа на программу, с которой многие группы могли бы отправиться в юбилейный тур. Запланирован ли у вас какой-то большой тур на 2020 год? Будете ли вы выпускать альбом лучших песен ДДТ или, наоборот, совершенно новый альбом?
— Юбилеи не отмечаю, не праздную. Бред все это. В мае начнем записывать новый альбом, состоящий из новых песен. Ищем «свежак» в звучании. Старое опять все надоело. Это меня радует. Значит, что-то еще впереди. Чего и вам желаю!

Беседовала Юлия Юзефович
Фото предоставлены организаторами концерта

У вас еще есть шанс купить билеты

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024