Премьера фильма «Слишком свободный человек» в России, приуроченная ко второй годовщине со дня смерти политика в феврале этого года, вызвала бешеный ажиотаж
Два специальных показа нашумевшего документального фильма о политике Борисе Немцове пройдут 26 июня. Зрители смогут встретиться и пообщаться с авторами и участниками фильма — режиссером Верой Кричевской, журналистом Михаилом Фишманом, политиком Олегом Сысуевом. «Англия» рассказывает, почему «Слишком свободный человек» стоит двух часов вашего времени.
Причина первая. Герой
Жизнь и судьба Бориса Немцова — это история России последних 25 лет. Эта история начинается в 90-х, когда на Немцова смотрели как на будущего президента страны, и заканчивается в феврале 2015 года, когда он был убит на Москворецком мосту напротив московского Кремля как представитель уличной оппозиции.
Ху из Борис Немцов?
Этот вопрос остается открытым и сегодня. Немцова многие воспринимали как воплощение честности и искренности. Другие считали его одиозным и не вызывающим доверия персонажем. Но даже недоброжелатели признают, что Немцов был ярчайшей звездой на политическом небосклоне постсоветской России.
Губернатор Нижегородской области, вице-премьер правительства РФ, основатель «Союза правых сил» и один из лидеров движения «Солидарность», физик-математик, красавец и любимец женщин… Верный соратник и друг Ельцина, позже — непримиримый оппозиционер и бунтарь, человек, который обещал «не врать, не воровать и не давать взяток». Его трагическая смерть от четырех выстрелов в спину два с половиной года назад шокировала общественность и окружила образ Немцова особым ореолом.
«Немцов — глубокая, мощная фигура. И наша вина в том, что мы, многие из нас, стали осознавать это уже после того, как он погиб. Жизнь Немцова — пример того, что можно сдвигать горы в политике, будучи честным, искренним, открытым, жизнелюбивым и принципиальным», — считает сценарист фильма «Слишком свободный человек», главный редактор газеты The Moscow Times и ведущий телеканала «Дождь» Михаил Фишман.
Впрочем, по определению кинокритика Ивана Чувиляева («Искусство кино»), «Слишком свободный человек» — это не фильм-портрет, это «пейзаж», масштабная хроника России последних десятилетий, которая вряд ли устареет и через десять лет. Поэтому он будет интересен и тем, кто по каким-то причинам не заметил комету Немцова или никогда не относился к его поклонникам и избирателям.
Причина вторая. Участники
О важнейших, часто поворотных событиях российской истории и роли в них Бориса Ефимовича рассказывают более 20 человек: его друзья, коллеги, родственники и политики. Это Татьяна и Валентин Юмашевы, Михаил Фридман, Михаил Прохоров, Олег Сысуев, Григорий Явлинский, Виктор Ющенко, Сергей Ястржембский, Михаил Касьянов, Альфред Кох, Ирина Хакамада, Раиса и Жанна Немцовы, Евгений Киселев, Нина Зверева, Евгения Альбац, Дмитрий Муратов и другие. Многие из участников годами не давали интервью и отказывались от общения с журналистами, некоторых просто невозможно было представить вместе в одном кинопространстве, но для фильма все они сделали исключение.
Причина третья. Успех
Премьера фильма «Слишком свободный человек» в России, приуроченная ко второй годовщине со дня смерти политика в феврале этого года, вызвала бешеный ажиотаж. Создатели фильма признаются, что это стало для них полной неожиданностью. Интернет взорвался сотнями рецензий и тысячами комментариев. По словам Веры Кричевской, каждый новый пост в социальных сетях приводил в кинотеатры новых зрителей.
Зрители оценили отсутствие закадрового голоса, легкость монтажа и колоссальный труд команды, позволивший за девять месяцев собрать эксклюзивный материал. На сегодня «Слишком свободный человек» — самый кассовый документальный фильм российского производства. Его сборы составили $77 тыс.
Критики — как в России, так и на Западе — тоже не остались равнодушными к «Слишком свободному человеку». Фильм стал лауреатом премии Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон» в номинации «Лучший документальный фильм 2016». Хвалебными рецензиями отозвались The Washington Post и The Economist. В Стэнфорде фильм представлял бывший посол США в России Майкл Макфол. В русскоязычном сегменте вышло около сотни отзывов.
Причина четвертая. Саундтрек
Музыкальные композиции к фильму написал Андрей Макаревич. «Я отправила Андрею Вадимовичу совершенно грязный монтаж, версию далекую от финальной. И ему стало интересно! Он сел в студии, наиграл много треков. Его вклад в эмоциональное составляющее фильма — огромен», — рассказывает Вера Кричевская.
Если авторы фильма позаботились о том, чтобы никак не навязывать своей аудитории личных выводов о судьбе Немцова, строки из песни Макаревича «Памяти Бориса Немцова», которые прозвучат в финале фильма, поднимают всю хронику на философский уровень: «На каждого из нас у смерти есть по пуле. Так стоит ли об этом говорить?..»
Причина пятая. Адаптация
Фильм будет показан на русском языке с английскими субтитрами — это хороший повод пригласить на него англоязычных знакомых, которых интересует история России, зафиксированная на пленке.
В английском переводе и без того озадачивающее (а можно ли быть «слишком» свободным?) название фильма приобретает драматичный, с акцентом на конечности человеческой жизни, оттенок: The Man Who Was Too Free.
Кричевская так поясняет выбор оригинального названия: «У меня в голове все время было другое название, я монтировала историю под рабочим названием „Преемник“. Но меня убедили друзья, что „преемник“ — это тот, кто получает пост просто так, не заслужив. Потом я обратила внимание на фразу из интервью Олега Сысуева „Борис был слишком свободным человеком“… Меня зацепила эта фраза, в ней было что-то „коэновское“».
Режиссер отдельно подчеркнула, что хотела бы видеть на премьере «взрослых детей» русских лондонцев: «Потому что наше кино — это большой и важный кусок истории России. Истории, которую им вряд ли кто расскажет».
Ксения Дьякова-Тиноко
Показы фильма состоятся 26 июня в 17:30 и 20:30 в Prince Charles Cinema (билеты: eventbrite.co.uk). Показ организован компанией BIRD& CARROT.