Международный женский день: история суфражисток
08/03/2022 23:00

Международный женский день: история суфражисток

история
жизнь в uk
женщины
праздники
picryl.com

Для большинства выходцев из Советского Союза 8 Марта — это праздник любви и тепла, день букетов, подарков и нежных слов. Тем сильнее удивляется свежеиспеченный иммигрант (а еще пуще — иммигрантка), когда, прибыв в Великобританию, обнаруживает тут совершенно иного характера дату. Для Западной Европы это тоже особый день, но тут этот праздник сохранил исторический смысл и остался днем борьбы женщин за равные с мужчинами права и обязанности.
В России он тоже был утвержден именно в таком виде, но трансформировался к 50-м годам, когда война уравняла все и вся, заставив женщин взяться за мужские дела. Среди наших современниц найдется немало таких, кто предпочтет новое значение старому и розы — борьбе, но на самом деле только благодаря ей мы, женщины, сейчас можем поступить в институт, выбрать любую профессию и устроиться на любую работу по своему желанию, распоряжаться своими деньгами, владеть недвижимостью, а также продавать и покупать ее, получать наследство, вступать в брак по своему выбору, иметь полное право растить детей и т. д. Многие из этих прав кажутся сейчас чем-то неотъемлемым, но так было не всегда. Так давайте посмотрим на историю суфражизма и постараемся понять, как изменился мир под его влиянием.

Царица Хатшепсут – женщина-фараон commons.wikimedia.org

В начале было равенство

Надо сказать, что у самых древних народов (шумеров, например) существенной сегрегации полов не было. Женщины имели право владеть имуществом (в том числе недвижимым), совершать сделки, получать доходы, а во многих частях мира — и развестись, при желании, с мужем. В Древнем Египте женщины и вовсе были равны с мужчинами во всех правах без исключения и могли не только владеть собственностью и управлять ею, но и работать, выступать в суде, заключать сделки и бизнес-контракты, подавать жалобы и в одиночку усыновлять детей.
Римляне и греки относились к вопросу уже несколько иначе. Их дамы могли владеть недвижимостью и наследовать ее, но не имели права голосовать, заключать контракты, выступать в суде, занимать общественные или публичные должности. Также женщины не могли жить независимо — они обязаны были официально входить в семью какого-то мужчины (отца, брата, мужа или любого другого родственника мужского пола), который считался главой дома.

Кристина де Пизан в своем кабинете из «Рукописи королевы» flickr.com/centralasian

Мрачное Средневековье

В последующем римское право широко распространилось по Европе, смешалось с библейскими установками, и в результате к Средневековью замужняя женщина полностью зависела от своего мужа. После вступления в брак вся принадлежащая невесте собственность переходила во владение ее супруга. Равноправными членами общества женщины не считались — они не могли выступать в суде, свидетельствовать, занимать административные или публичные должности, заключать сделки. Если женщине было нужно что-то из вышеперечисленного, то заниматься для нее всем этим должен был мужчина, возглавлявший семью.
Женщина считалась в обществе существом ненадежным и нуждающимся в постоянном контроле. При этом законов, запрещающих или ограничивающих домашнее насилие, не существовало, и мужчина фактически мог сделать со своей женой или дочерьми почти все, что вздумается. Единственный ограничитель, который существовал, — это Церковь с культом Богородицы и религиозными законами, запрещающими разводы и убийства. Это не позволяло главам семей выгнать жену из дома, убить ее или перестать ее кормить.
Так выглядела ситуация в Британии, но в других странах нравы отличались, и довольно сильно. У викингов женщины и мужчины обладали равными правами и равными обязанностями во всех сферах жизни без исключений, а в России, например, наоборот — все было куда суровее, и женщина не обладала никакими самостоятельными правами, а жена рассматривалась скорее как принадлежащее супругу рабочее животное, чем как человек.

commons.wikimedia.org

Изменения — медленно, но верно

С приходом протестантизма жизнь стала меняться, женщины постепенно стали пользоваться большим уважением, но все же вплоть до XIX столетия они были официально ограничены в правах. У дам было меньше принимаемых законом причин для развода, почти вся их собственность контролировалась супругом, а рожденные в браке дети полностью принадлежали отцу, а не матери.
Значительные перемены принесла эпоха Просвещения с ее культом свободомыслия, породившим и направленные на равенство общественные реформы, и нынешнее представление о правах человека. Ну, а как только началась борьба за эти самые права, до борьбы за права женщин оставалось сделать один шаг.

Мэри Уолстонкрафт, прижизненный портрет picryl.com

Первые официальные заявления

Пламенные борцы появились в Англии в конце XVIII века. Самым серьезным из них была Мэри Уолстонкрафт, опубликовавшая в 1792 году эссе «В защиту прав женщин», в котором доказывала, что они совсем не слабее мужчин и кажутся отстающими исключительно из-за разницы в образовании. Мэри предлагала открыть высшее образование не только для мальчиков, но и для девочек и ограничить законами «домашнее насилие». Она вела вольный образ жизни и отличалась скептическим отношением к религии. В эпоху, когда приличной женщине полагалось ограничиваться церковью, детьми и кухней и даже появляться на улице без мужского сопровождения считалось непристойным, публикация эссе вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Вокруг идей Мэри развязалась огромная дискуссия во всех слоях общества, вызвавшая огромный скандал.
Вторым человеком, разворошившим этот муравейник, стал Джон Милль, философ, социолог, член Парламента и горячий сторонник прав человека. Когда он впервые высказал в Парламенте идею о избирательном праве для женщин, зал отреагировал оглушительным хохотом, но зерно упало на благодатную почву, и за несколько лет движение за права женщин превратилось из темы для анекдотов в общественную силу. Благодаря ей в Британии во второй половине XIX века были приняты два закона — акты о собственности, разрешающие замужним женщинам владеть и распоряжаться своей недвижимостью и доходами, что перекрывало мужчине возможность присвоить, потратить, проиграть или еще как-то потерять деньги своей жены. Но назревала надобность в более радикальных реформах, на которые правительство шло неохотно, считая, что социальная роль женщины невелика. Поэтому женские союзы работали все активнее, и их деятельность часто становилось объектом обсуждения.

Эммелин Панкхерст picryl.com

Террор как метод

Особое место в истории феминизма заняла Эммелин Панкхерст, которая считается создательницей движения суфражисток. Эммелин была неординарной женщиной. Участвовать в кампаниях по защите гражданских прав она начала еще в ранней юности, занималась этим всю свою последующую жизнь, и наличие мужа и пятерых детей ей не мешало. Более того, ее правозащитную деятельность активно поддерживал муж — Ричард Панкхерст. Юрист по образованию, он специализировался на гражданских делах по защите прав человека и помог Эммелин основать первый женский клуб. Со временем на его основе сформировался Женский социально-политический союз — первая в мире большая общественная организация, занимавшаяся в основном борьбой за предоставление женщинам прав голосовать на выборах, а также — за равную с мужчинами зарплату, права на опеку над детьми и доступ к высшему образованию. Именно поэтому его сторонниц прозвали суфражистками: название происходит от французского понятия suffrage — избирательное право.
В ту пору голосовать на выборах могли даже не все мужчины — существовали сословные, имущественные, национальные, религиозные и расовые ограничения, поэтому идея об участии в голосовании слабого пола поначалу воспринималась как шутка. И Эммелин, чтобы привлечь к проблеме внимание общественности, выбрала тяжелый и неоднозначный путь — прямую агрессию и акции гражданского неповиновения. В результате на улицах крупных городов Британии стали все чаще появляться группы активисток, устраивавших хулиганские акции. Женщины били витрины, нападали на полицейских, преследовали политиков, устраивали взрывы и поджоги пустующих зданий. Несколько раз группы суфражисток пытались силой прорваться в Парламент во время заседания, и один раз им это даже удалось.
Воспринималось это не так, как им хотелось, вызывало гнев общественности и критику, но свое дело террор сделал — акции Женского союза вывели проблему на передний план всех политических дебатов и на первые полосы газет. Следом за Британией аналогичные группы появились и в других городах Европы, а также в США и в России. Первой же страной, предоставившей избирательные права женщинам, стала Новая Зеландия, где соответствующий закон приняли в 1893 году. Идея приживалась медленно. В Британии введения поправок удалось добиться лишь в 1918 году, а в некоторых странах мира женщины получили избирательные права только в 1970-х, а то и позже — например, в Лихтенштейне это произошло только в 1984 году.

Элизабет Блэкуэлл commons.wikimedia.org

Рост и развитие

В начале XX века женских движений стало много, и они начали проводить международные конференции. Во время Второй Международной конференции социалисток в 1910 году социалистка (а в последующем и одна из основателей Коммунистической партии Германии) Клара Цеткин предложила ввести новый праздник — Международный женский день. Для него выбрали 8 марта — день масштабной забастовки работниц текстильных фабрик Нью-Йорка, требовавших равной с мужчинами оплаты.
Следующим важным требованием женских движений было право на равное образование, равное трудоустройство и равные зарплаты. Здесь изменения требовались в первую очередь в актах о разрешении на работу — в большинстве европейских стран замужняя женщина могла работать только с разрешения своего мужа, причем часто письменного. Выглядит дикостью, но, например, в Испании это требование официально отменили только в 1975 году. 
Существовали и ограничения в образовании. Базовое школьное обучение стало обязательным и для мальчиков, и для девочек еще в XIX столетии, а вот доступ в университеты девушкам был закрыт. Первыми женщин стали учить не большие университеты, а маленькие закрытые учебные заведения и частные преподаватели. Лишь в 1873 году в Кембридже появился первый колледж для женщин, а 1878 году The University of London стал первым университетом мира, разрешившим получение ученых степеней для женщин наравне с мужчинами.
Равное образование, впрочем, вовсе не гарантировало равные возможности. Так, в 1849 году в США появилась первая женщина-врач Элизабет Блэкуэлл. Большое событие в общественной жизни — прежде женщины могли работать в медицине только сиделками, акушерками или медсестрами. Медицинскую ученую степень Элизабет получила, но вот после этого выяснилось, что на работу ее брать не хотят даже на сниженную, «женскую» зарплату. Большой карьеры у нее так и не вышло, но многие годы доктор Блэкуэлл участвовала в феминистском движении, и с помощью Элизабет появились другие женщины с врачебным образованием.
Со временем поменялись и прочие законы. Так, приняты акты о запрете принудительных браков, уголовное преследование за изнасилования (до XX века его не существовало, изнасилования преступлениями не считались), запрет на ограничения передвижения и право на всеобщую медицинскую помощь. После получения базовых прав на участие в выборах, владение имуществом, работу и образование женщины так быстро стали играть важную роль в жизни общества, что дальнейшие нововведения проходили много проще.
Надо сказать, что благодаря Октябрьской революции Россия существенно опережала Европу в вопросе равноправия полов. Первое революционное правительство приняло много законов и одним из них уравняло мужчину и женщину во всех правах и обязанностях без исключения. В Британии в ту пору еще не было даже всеобщего голосования.

Подготовила Елена Чернявская

commons.wikimedia.org
Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024