Венская обнаженка

Венская обнаженка

В любое время найдутся художники, которые хотят своих зрителей не только слегка оскорбить или заставить покраснеть; они хотят шокировать их своими рисунками и картинами до глубины души. Именно к таким художникам относился австриец Эгон Шиле, который родился в конце XIX века, прожил всего лишь 28 лет, но за это время успел наделать много шума в европейском изобразительном искусстве.

В конце прошлого года кураторы Национальной галереи уже обращались к венской живописи начала ХХ века, посвятив свою осеннюю выставку портретам, которые были созданы такими художниками, как Густав Климт, Оскар Кокошка и Эгон Шиле. В этом году галерея Курто переняла у Национальной галереи эстафетную палочку и посвятила свою новую выставку одному лишь Шиле, в работах которого, правда, мятежного духа столько, что хватило бы и на троих.

Подростком Шиле начал учиться в венской Академии изобразительных искусств, но уже там начали проявляться его характер и нежелание работать в существующих рамках. Конфликты с преподавателем следовали один за другим, и в 1909 году Эгон Шиле покинул академию, так ее и не закончив. Интересно, что это решение  оказало положительное воздействие на карьеру Шиле, ведь его наставником стал сам Густав Климт, который знакомил молодого художника с такими важными людьми в современном искусстве, как Эдвард Мунк и Винсент ван Гог. Пообщавшись с одними из главных представителей европейского авангарда, Шиле быстро осмелел и уже в 1910 году представил публике свою первую серию откровенных рисунков, от которых изнеженную публику еще долго откачивали и отпаивали валерьянкой.

 

В живописи и рисунках Шиле действительно было от чего занервничать. Многие художники на своих полотнах изображали обнаженных моделей, но только Шиле решил, что все табу ему нипочем, и рисовал настолько откровенные и пугающие картины, что не каждый художник осмелится на такое даже сегодня. Шиле выбирал самые неожиданные позы, коверкал тела своих моделей, выбирал странные цвета (от зеленого до фиолетового) и на всеобщее обозрение выставлял то, что обычно прикрывают хотя бы фиговым листком. Шиле на компромиссы идти отказывался, за что однажды и поплатился: художника обвинили в том, что свои «порнографические» рисунки он показывал несовершеннолетним.

Впрочем, внимательный зритель сегодня отметит, что в работах Шиле нет ничего порнографического – в них даже сексуальности не так уж и много. В конце концов, как странное мужское тело, похожее то ли на букву «Г», то ли на пленника из Освенцима, может быть сексуальным? Шиле, кажется, специально выбирал такие цвета и позы, чтобы отвлечь внимательного зрителя от всех сексуальных ассоциаций, которые у нас появляются при виде обнаженного тела, и сфокусироваться на человеческом теле как на отображении нашей жизни от самого рождения до смерти. Не случайно Шиле рисовал не только странные сине-фиолетовые фигуры, которые, кажется, жизнь уже давно покинула, но и младенцев, только что появившихся на свет, а также их матерей. Человеческие тела – это отражения десятков и сотен жизней, и потому Шиле так старательно сдергивает с них одежду, ставит в неудобные позы, раскрашивает странными цветами и заставляет показывать все самое интимное. Ведь это и есть жизнь – со всеми ее шокирующими и неприятными подробностями, которые люди обычно прячут за модной одеждой и светскими беседами.

До 18 января
Вход: £8.50
http://www.courtauld.ac.uk/gallery/exhibitions/2014/Schiele/index.shtml

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked with *

Cancel reply

This site uses cookies and different analytics technologies to monitor how you interact with our Website or obtain data from third parties and collect your browser technical configuration data. Please visit our privacy policy to find more information about cookies.