Пропаганда засыпает. Просыпается человеческое
20/03/2015 18:56

Пропаганда засыпает. Просыпается человеческое

С русским искусством у британцев все сложно. Царские ценности и Малевич — наше все, а вот более позднее советское реалистическое искусство почитается «пропагандой» и «слишком простым». И если с разрушением стереотипа о «слишком простом» с успехом справилась выставка «Постпоп-арт. Встреча Востока и Запада» в галерее Саатчи в Лондоне, то с пониманием советского искусства как пропаганды призвана бороться новая выставка (опять в Саатчи) Exploring the legacy of WWII in Russian Art, рассказывающая о следе, который оставила в русском искусстве Вторая мировая война.

Выставка организована фондом Art Russe. Основатель фонда, российский бизнесмен и меценат Андрей Филатов, главной ее целью назвал возможность показать публике работы советских авторов, почитаемых в России, но почти неизвестных на Западе.

Рабочий и Колхохница

Рабочий и Колхохница[/caption]

«Выставка призвана показать русское послевоенное искусство широкой британской аудитории, которая с ним не знакома, — объяснил газете „Англия“ куратор выставки Энгус Хелдейн. — В Великобритании русское искусство советского периода часто воспринимается как пропаганда. Западная аудитория не знакома ни с авторами, ни с реальностью этих работ, они не понимают, например, символизма „Рабочей и колхозницы“. Но эта скульптура была сделана в тот же год, что „Герника“ Пикассо. Это прекрасный пример современной барочной скульптуры».

Универсальность войны

Именно поэтому в одном из залов организаторы повесили британские военные плакаты, созданные британским министерством информации во время Второй мировой войны, чтобы люди могли посмотреть, наглядно сравнить и увидеть сходство. Смысл такой ретроспективы — показать, что британцы делали то же самое, что и русские. А также показать, что война на всех сказывается одинаково. Искусство — это наиболее эффективный способ передать эту мысль и, в идеале, повлиять таким образом на ход истории и не повторять ошибок.

«Советское послевоенное искусство всегда гораздо сложнее, чем идеологическое послание, которое многие склонны в нем видеть, — говорит Энгус. — В нем множество нюансов, иногда эмоцию можно прочитать, иногда нет. Вот, например, посмотрите на работы Гелия Коржева, основателя стиля сурового реализма, на их символизм, испытавший влияние импрессионизма. Вообще, я думаю, что именно работы Коржева, которые совсем недавно стали известны на Западе, показывают, что русское и западное искусство не обособлены друг от друга. Что западное искусство влияет даже на восприятие войны русскими художниками. Например, вот работа „Партизанская баллада“ Данцига, которая напоминает пьету Микеланджело». На этой картине изображена женщина с винтовкой, которая кормит истощенного партизана грудью на выжженном поле боя. Это придает картине и выставке ощущение некой универсальной если не человечности, то человеческости.

Партизанская баллада

Партизанская баллада[/caption]

Помимо вышеперечисленных на выставке также представлены следующие работы: солнечные цветные «Письмо с фронта» Александра Лактионова (1951), «У колодца» братьев Ткачевых (1955) и сдержанные работы художников «сурового стиля», например «Военная Москва. 1941» Виктора Обросова. На выставке также можно увидеть огромнейшее (3,5 на 7 метров) полотно белорусского художника Мая Данцига «И помнит мир спасенный» (1985 года), где символом западной цивилизации предстает Сикстинская Мадонна Рафаэля, за спиной которой находятся советские солдаты. Эмоциональное потрясение вызывает работа Евсея Евсеевича Моисеенко «Свобода», на которой изображены чувства освобожденного узника концлагеря.

Свобода

Свобода[/caption]

Интересно, что на открытие 12 марта пришли ветераны Арктических конвоев, для которых советские работы на тему Второй мировой — не просто картины, но и воспоминания о молодости и войне.

Сокровища из бабушкиного подвала

«Почти все работы были собраны по коллекциям западных коллекционеров, — говорит арт-дилер Рена Лавери, которая собирает советское послевоенное искусство для фонда Art Russe, организовавшего выставку. — Работы не привезены from Russia with Love, а заимствованы из частных коллекций в Швейцарии, Франции, США. Как арт-дилер могу сказать, что послевоенное искусство очень сложно найти, потому что сами владельцы зачастую не знают о том, что оно у них есть. Типичная судьба этих работ такова, что они были вывезены за пределы России случайно и долгое время хранились в каких-то подвалах, не вызывая особенного интереса. Так что найти эти работы — очень сложно. У них у всех очень интересная история. Например, я часто ищу и покупаю Пикассо, Ренуара и прочих импрессионистов для разных клиентов. И вот я как-то искала Моне. Пошла в старый дом в Лондоне и увидела там скульптуру Мухиной „Рабочий и колхозница“. Я сделала глупое лицо и стала спрашивать у владельца, что это вообще такое? Он сказал, что купил эту скульптуру давным-давно, и теперь она только занимает место в его подвале, она большая, тяжелая, но таких в мире всего пять, и четыре из них хранятся в музеях в России. Тогда я спросила не хочет ли он мне ее продать? И он продал. Видите ли, люди на Западе не знают Мухиной, и для нас очень приятно показать им, что советское искусство — это не бесконечные Сталины, Ленины и красные флаги. Люди предчувствуют политическую подоплеку, но их ожидает совсем другое!»

Как появился фонд Art Russe

Частный фонд Art Russe был организован в 2010 году для того, чтобы популяризировать советское искусство. В это же время в США жил крупный коллекционер советского искусства, но каждый раз, когда Рена приходила к нему и предлагала купить работы из его коллекции — он отказывал. Она четыре с половиной года посылала ему различные предложения, а он просто выкидывал ее письма. Но этим летом он позвонил Рене и сказал, что у него диагностировали рак, и он решил продать коллекцию, чтобы пустить деньги на благотворительность. Но он поставил условие — или фонд покупает все или ничего. Фонд купил его коллекцию, и среди работ была найдена картина «У колодца» братьев Ткачевых, которая стала ярким событием этой выставки.

У фонда уже были выставки в Венеции и Москве. Следующая остановка — Абу-Даби. Помимо выставок фонд проводит лекции и выпускает книги о советском искусстве, которое становится все более понятным и популярным в мире. Людям с советскими корнями выставка будет интересна еще и тем, что на ней ярко представлена реальность Второй мировой войны, с которой все мы знакомы по фильмам, книгам и рассказам бабушек и дедушек.

Выставка Exploring the legacy of WWII in Russian Art организована фондом Art Russe, галереей Saatchi и Имперским военным музеем.

Рабочий и колхохница

Рабочий и колхохница[/caption]

Х

Х[/caption]

солдаты

солдаты[/caption]

Суровый реализм

Суровый реализм[/caption]

суровый реализм

суровый реализм[/caption]

Письмо с фронта

Письмо с фронта[/caption]

Северные конвои

Северные конвои[/caption]

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024