Между страной и государством
25/06/2015 15:04

Между страной и государством

Встречу с писателем организовал Русский политический клуб, который обещает насыщенную программу зведных дискуссий на осень. Поэтому всем, кто интересуется политикой в самых разных ее проявлениях — советуем следить за обновлениями и готовить вопросы (следить можно тут).  

Что же касается Бориса Акунина — то он в Лондоне частый гость, выступает много и честно, его политические взгляды и гражданская позиция широко известны. Поэтому во время встречи он рассказал о другом, а именно: к каким выводам пришел, работая над книгой «История российского государства от истоков до монгольского нашествия».

Во-первых, когда писатель писал «Историю Российского государства» до монголо-татарского нашествия, он понял, что основы государства, в котором сегодня живут россияне, заложены в середине XV века. «Мы живем в доме, фундамент которого заложил Иван Васильевич III, и, поскольку фундамент имеет определенную форму, то построить на нем можно только здание определенной конфигурации», — сказал Акунин.

Во-вторых, известный японовед объяснил, почему эту модель государственного строения он относит к азиатской, когда не государство обслуживает личность, а личности обслуживают государство. При этом азиатской такую модель он назвал скорее культурно, чем географически. «Ордынское наследие хорошо служило российскому государству в периоды тяжелых испытаний, — объяснил Акунин. — Поэтому я не говорю, что азиатская или европейская модель лучше или хуже, в разные периоды они имеют плюсы и минусы. История, которую я пишу, не оценочная, моя цель — дать сумму знаний, которая бы объяснила страну. Это инструкция по эксплуатации страны».

В-третьих писатель отметил, что у каждой страны особый неповторимый путь, поэтому, когда он слышит про особый российский путь, то пожимает плечами, потому что на его взляд Россия не обязана идти ни по пути Европы, ни по пути Азии, но выбрать тот, который обспечивает ее эффективное развитие и лучшую жизнь граждан. «Сегодня в счастливом обществе каждый человек имеет шанс раскрыться, состояться и прожить более менее полноценную жизнь. А если у него что-то не так, он получает помощь. Государства, которые два эти фактора обеспечивают — хорошие государства. Те, кто не обеспечивает — неблагополучные. В этом смысле европейская модель работает эффективнее и конструктивнее азиатской. Но это, если относиться к государству сугубо прагматически, без тяжелой сакральности: как к форме, которая удобна стране и помогает ей развиваться. Если эта форма стесняет и мешает, то костюм надо перешивать», — подчеркнул писатель.

При этом Акунин объяснил, что «страна» и «государство» — это не одно и то же, но в массовом сознании клише «патриот/непатриот/национал-предатель» накрепко приколочены к государству. «Если ты оппонируешь государству, то ты не патриот и предатель. В то же время в России часто государство оказывалось врагом страны и собственного народа. Поэтому страна и государство — это не одно и то же. Патриот — это человек, который любит свою страну и хочет сделать свое государство лучше. Все другие определения патриотизма кажутся мне некорректными», — сказал Акунин, который уже давно не живет в России.

Зритель

Зритель[/caption]

Зрители

Зрители[/caption]

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024