«The Revenant» («Выживший»). Режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту. США, 2015 год
Двести лет назад на территории современных Монтаны и Южной Дакоты не было ни городов, ни дорог, а были только дремучие леса с медведями гризли, заснеженные горы, воинственно настроенные индейцы и крошечный форт белых американцев, из которого они отправляются в экспедиции за ценными шкурами диких животных. Одна из таких экспедиций под предводительством капитана Эндрю Хэнри (Доналл Глисон) проходит исключительно неудачно: сначала на лагерь американцев нападают индейцы племени арикара, убив большую часть членов экспедиции. Среди выживших, которые теперь пытаются добраться до укрепленного форта, — капитан Хэнри, Хью Гласс (Леонардо Ди Каприо), хорошо ориентирующийся на местности, его сын-индеец Хок (Форрест Гудлак) и грубоватый Джон Фицджеральд (Том Харди), который говорит с плохо понятным южным акцентом и ненавидит всех, кто становится между ним и его заработком. Но только оставили они индейцев позади, как на них обваливается новое несчастье: на Гласса нападает медведица и практически разрывает его на тысячу маленьких кусочков. Глассу все-таки удается убить медведицу, но рудиментарная медицина его товарищей, кажется, не способна спасти мужчину. После долгих переговоров, череды предательств и непростых решений товарищи оставляют умирающего Гласса в лесу без еды и оружия, но тот неожиданно решает, что умирать он не собирается.
Фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту стали обсуждать еще до того, как в Аргентине и Канаде закончились съемки картины. В сети появлялись устрашающие отчеты об условиях, в которых пришлось жить и работать съемочной группе и особенно исполнителю главной роли — Леонардо Ди Каприо. Кажется, во всех своих интервью актер успел рассказать о том, как ему пришлось есть сырую печень и как он замерзал в канадских снегах. Большая часть фильма действительно строится именно на испытаниях, которые приходится преодолеть герою Ди Каприо. Встреча с медведицей, сломанная нога и разорванное горло, из которого выливается только что выпитая вода, — это только начало страданий главного героя, который все равно стремится выжить. Окружающие люди и звери делают все возможное, чтобы отправить Гласса на тот свет, но на согревающей жажде мести мужчина сможет проползти не одну милю.
Впрочем, товарищи, которые оказались предателями, и даже индейцы арикара — не самые страшные препятствия на пути главного героя. Глядя на невероятные кадры заснеженных лесов, гор и рек, снятых оператором Эммануэлем Любецки, понимаешь, что главный персонаж в фильме далеко не Гласс, а американская природа, которая всеми силами пытается противоборствовать освоению континента. В американской постколониальной литературе северо-американский континент очень часто изображали как одушевленное существо, которое не хочет освоения своих земель и заманивает колонистов в такие места, из которых им живыми уже не выбраться. Фильм Гонсалеса Иньярриту отлично вписывается в эту традицию, показывая, как в поисках богатства люди даже не заметили, как забрались в места, где нет ни тепла, ни помощи, ни сочувствия. Похожие идеи в своем фильме «Гравитация» (оператором там, кстати, тоже был Любецки) развил еще один известный мексиканский режиссер Альфонсо Куарон: человек, конечно, может забраться хоть на луну, хоть на Северный полюс, но жить там все равно одиноко, некомфортно, а иногда и невозможно.
На первый взгляд, «Выживший» — героический эпос о жизни одного героя, который оказывается сильнее обстоятельств, природы и корыстных желаний других людей. Но если присмотреться к фильму чуть повнимательнее и на секунду забыть о силе духа персонажа Ди Каприо, который скалит зубы и ночует в выпотрошенной туше собственной лошади, то открывается гораздо менее героическая картина. Конечно, кучка американцев все-таки добирается до своего форта, а Глассу удается отомстить за себя и свою семью, но какой в этом всем смысл? За актом мести оказывается пустота, где нет ничего кроме десятков мужчин, которые пробираются на запад в поисках богатства для себя и своей семьи, а находят только проедающий насквозь холод и бессмысленную смерть.
Юлия Юзефович