«Hail, Caesar» — «Да здравствует Цезарь». Режиссеры Итан Коэн, Джоэд Коэн. США, Великобритания, 2016 год.
Обычный рабочий день на студии Capitol Pictures. Директора студии Эдди Мэнникса (Джош Бролин) с четырех часов утра закидывают проблемами, от количества которых обычный человек моментально отправится на поиски мыла и веревки. Помимо стандартных разборок с беременными актрисами, любопытными журналистками и недовольными режиссерами на Мэнникса сваливается еще и похищение главного актера Capitol Pictures Бэрда Уитлока (Джордж Клуни). Впрочем, Мэнниксу это садомазо, кажется, нравится и он никак не может перейти на высокопоставленную должность в авиастроительной компании Lockheed, где ему предлагают спокойную жизнь, солидную зарплату и вечера в кругу семьи.
На первый взгляд может показаться, что братья Коэны в своем новом фильме активно издеваются над миром кинематографа, разрушая иллюзии, которые десятилетиями выстраивали голливудские студии. Невинная русалка из мюзикла с элементами синхронного плавания превращается в прожженную жизнью актриску, у которой за спиной несколько разводов и беременность от женатого европейского режиссера. Талантливый ковбой на экране может с разбегу запрыгнуть на лошадь, накинуть на нее лассо и с закрытыми глазами расстрелять всех своих врагов, но на площадке драматического фильма очень быстро выясняется, что этот красавчик с трудом может выговорить даже самую незамысловатую фразу, а его интеллектуальное развитие затормозило где-то на уровне начальной школы. Обиженные на весь мир сценаристы превращаются в революционно настроенных коммунистов (привет прошлогоднему «Трамбо») и решают подзаработать на продвижении дела дедушки Ленина не самыми законными методами. Даже у матерого Мэнникса в какой-то момент опускаются руки от глупостей его подопечных, которые преследуют директора киностудии на каждом шагу, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Тут действительно можно задуматься о скучной офисной карьере в авиастроительном гиганте.
Но именно фигура Мэнникса — живое свидетельство того, что братья Коэны не пытаются создать злобную карикатуру на Голливуд, а признаются кинематографу в любви. Несмотря на постоянную нервотрепку, Мэнникс понимает, что лучше всего у него получается разруливать проблемы глуповатых актеров и экзальтированных режиссеров, а заниматься в жизни, конечно же, надо любимым делом.
Так и Коэны могут сколько угодно издеваться над специфическим миром Голливуда, но в глубине души они любят весь этот фирменный голливудский дурдом и жить без него не могут. Пусть кино всего лишь создает иллюзию прекрасного мира, но тут оно ничем особенно не отличается от часто упоминаемой в «Да здравствует Цезарь» религии. А где искать утешения — в кинозале или в церкви — каждый решает для себя сам.
Юлия Юзефович