“Мы хотели показать, что Россия большая и что в ней есть живые люди”

“Мы хотели показать, что Россия большая и что в ней есть живые люди”

Ольга Свиблова — светская московская дама. Гуляет по мероприятиям, носит черное, была замужем за поэтом, потом за галеристом, инициировала создание Московского дома фотографии в 1996 году (ныне — Мультимедиа Арт Музей), курирует современных русских художников, академик Российской академии художеств и обладатель приза парижской критики на Каннском фестивале. На выходные приехала в Лондон на важное мероприятие — читать лекцию о краткой выставке фотографа Сергея Чиликова из Поволжья в Sommerset House в рамках престижнейшего мероприятия в фотомире Photo London.

Привезти Чиликова в Лондон — ее инициатива, но попасть на Photo London могут только признанные музеи и галереи, и то после нескольких этапов отбора. В профессиональных кругах Photo London “котируется”, хотя проходит всего второй год и длится четыре дня (в этом году мероприятие проходило 19-22 мая). Мы словили Ольгу после лекции, чтобы она объяснила, где Поволжье и где Somerset House и как так получилось, что российская глубинка оказалась в центре Лондона.

Ольга Свиблова /http://www.theartnewspaper.ru / Фото предоставлено МАММ

Ольга Свиблова /http://www.theartnewspaper.ru / Фото предоставлено МАММ

Ольга, для иностранного музея большая честь быть представленным в пространстве Somerset House. Почему представлять ваш музей вы выбрали провинциального художника?

Чиликову 52, это современный фотограф, который представляет очень важное течение в русской фотографии — провинциальное фото. Если говорить о самом течении, которое было важно в конце 70-х, то все знают Михайлова (Бориса. — прим. ред.), но он не один в этом потоке, как и Родченко не единственный фотограф 20-30-х. Я вам более скажу, Родченко даже не лучший. Но все знают его. А мы не хотели показывать Михайлова и выбрали Чиликова из Йошкар-Олы, потому что его работы — это фотопровокации. Но есть, конечно, еще Бахарев из Новокузнецка, Монастыренко из Донецка, все они делали сумасшедшие вещи.

Что вы имеете ввиду?

В 70-е все были гомосоветикусами, личность не играла никакой роли. Серое время. Но проблема не только в этом. Люди не ощущали, что они кому-то интересны, им не хватало внимания к их личности. А фотограф с камерой давал им эти недостающие любовь, уважение и внимание, пусть даже только на время съемки. Это сразу отражалось в языке тела моделей. Они были счастливы делать на фото то, что делали перед камерой, счастливы получить эту каплю свободы и детской радости.

Что про провокации Чиликова говорят иностранные гости выставки?

Мы его показывали с огромным успехом в Арле и Риме, у него уже было 12 международных выставок и везде его принимают с восторгом. Казалось бы, что это про Россию… Йошкар-Ола, Самара, Татарстан… но с другой стороны Чиликов абсолютно интернационален, потому что он вскрывает в человеке этот элемент свободы. Знаете, звери, когда они доверяют кому-то, открывают живот. Ежик лег на руку и открыл живот, это значит колоссальное доверие, значит вы с ним по-настоящему друзья. Так же собака играет, поднимает лапки, открывает живот. Это значит, она тебе доверяет. И зверь никогда не нападет в этой ситуации. Так вот по сути дела все герои Чиликова в позе колоссального доверия и это доставляет им удовольствие. Потому что человеку хочется иногда доспехи сбросить. И эти доспехи есть везде, во всех странах. Ну и, конечно, это увлекательное путешествие по многонациональной России. Мы хотели показать, что Россия большая и что в ней есть живые люди.

Какое время запечатлено в его работах?

Мы показали разные периоды его творчества. Если говорить о конце 70-х, 80-х и середине 90-х, а это наиболее для него активный период, то я думаю на выставке эстетика Чиликова видна во всей красе. Здесь можно увидеть, что Чиликов — невероятный гуманист. И, если Михайлов ставит диагноз, реальный, социальный, психологический, экзистенциальный, то Чиликов очень любит людей, это очень гуманистическая фотография.

На этом месте разговора Ольгу прервал коллекционер Игорь Цуканов и они отправились изучать работы Чиликова. По пути Ольга, сбросив доспехи, жаловалась, что из-за “этого здорового образа жизни” в Somerset House уже “сигаретку ни у кого не найти”!



Кристина Москаленко, фото Сергея Чиликова

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked with *

Cancel reply

Новые публикации


This site uses cookies and different analytics technologies to monitor how you interact with our Website or obtain data from third parties and collect your browser technical configuration data. Please visit our privacy policy to find more information about cookies.