Британскую столицу музыканты из «Морального кодекса» пытаются взять с третьего захода — и, кажется, в этот раз она сдаст свои крепости. В преддверии первого сольного концерта «Морального кодекса» в Лондоне, который пройдет в клубе Under the Bridge 10 июня, мы встретились с бессменным лидером группы Сергеем Мазаевым, чтобы поговорить о свободе, классической музыке и других ценностях.
— Сергей, нашу редакцию очень удивило, что в афише вашего лондонского концерта говорится, что это «первое сольное выступление „Морального кодекса“ за границей»! Неужели за 26 лет существования такой популярной группы не было ни одних заграничных гастролей?
— Не совсем так. Это будет первое коммерческое выступление в Лондоне, которое мы делаем своими силами. Для нас, рокеров, первый визит в Британию был похож на поездку правоверного мусульманина в Мекку. Мы записали свои песни в легендарной студии на Эбби-роуд с великим продюсером Крисом Кимзи. И потом сыграли концерт для друзей в одном из самых популярных джазовых клубов Ronnie Scott’s. Нашей целью не было извлечение прибыли, поскольку времени на рекламу концерта практически не оставалось. И потом, качественно население русского Лондона было другим. Хотя благодаря помощи нашего друга Лены Лагутенко удалось собрать небольшой зал. Но в тот раз Лондон для нас произошел, а мы для него — нет.
Так что выступление за границей в большом зале, с афишами и рекламой — это все действительно происходит с нами впервые. Конечно, мы много раз участвовали в международных фестивалях, бываем в гостях у частных лиц, но сольный большой концерт даем первый раз.
— Как же так получилось?
— Мы всегда много работали в Москве и России, сами за границу не просились, а всевозможные прокатные фирмы к нам не обращались. Может быть, существуют какие-то рейтинги, в которых нас нет, и поэтому мы не попадаем в зону экономической целесообразности. Меня это удивляет, конечно.
— Четыре года назад вы выступали на «Русской Масленице», проходящей на Трафальгарской площади, и даже дали нашей газете небольшое интервью, в котором, в том числе, сказали, что мир должен равняться по западному образцу…
— Не то, чтобы равняться… Ведь мы и так являемся западной цивилизацией! Мы хотели ее опередить с помощью мировой революции, но этого не произошло. Поэтому сейчас мы возвращаемся к ней по всем культурным нормам — а я имею в виду именно их, а не политическое устройство, которое может быть самым разным. А вот культура — и, главное, культура быта — должны быть западными.
— Но, кажется, с тех пор произошло довольно много международных политических событий, которые сделали для России саму эту формулировку «ориентация на Запад» нежелательной?
— Я отношусь к этому так: кто меня не понимает, это его проблемы. Я могу пояснить свои слова всегда. Ведь Запад — это просто некое понятие о западной или европейской цивилизации. И классическая музыка, и балет, в которых мы сильнее всех, пришли к нам именно оттуда. И рок-н-ролл тоже пришел к нам с Запада. Так что мы западная цивилизация. В конце концов, надо посмотреть на иммигрантские потоки — и пока они не в пользу Востока.
Я ведь тоже мечтал в юности выехать из Советского Союза, потому что чувствовал себя в «тюрьме». Но когда я попал в так называемый «свободный мир», я понял, что он и у нас есть.
— Я задала предыдущий вопрос потому, что вы всегда достаточно открыто выражаете свою позицию по различным социальным и политическим вопросам. Вы не чувствуете, что свободы для выражения этих мыслей стало меньше в последнее время?
— Нет, не чувствую. По себе — точно нет. А криков об этом всегда было много. Я вижу, конечно, вопиющие случаи иногда в регионах, но это скорее вопрос о личностях, которые там всем распоряжаются. Вы можете задать мне любой вопрос, и я на него отвечу.
— Тем не менее, некоторое давление за последние годы почувствовали и в журналистике, и в театре, и в литературе…, а что происходит в музыкальном мире?
— Понимаете, музыка бессловесна. По этому поводу есть замечательная история про русского композитора Мясникова. Однажды большевики пришли к нему и стали требовать отчитаться о своей работе. Он им отвечает: «А я симфонию заканчиваю» — «Какую такую симфонию?» — «Колхозная симфония № 1» — «Хорошо, это то, что нам надо. Тогда будешь ректором консерватории!» Потому что время требовало такую музыку. Если музыкант идет в ногу со временем, у него всегда все в порядке.
— Но кто-то готов идти в ногу со временем, а кто-то — нет! По крайней мере, за последнее время было несколько случаев, когда музыканты выражали свое отношение к политическим вопросам, и им за это доставалось от собственных же поклонников…
— Например, кто?
— Тот же Макаревич или Земфира, которая подняла на концерте флаг Украины.
— Но, милый мой, ты же знаешь, что идешь против власти! Приготовься тогда к ответу. Власть — она сильная. Человек сам выбирает средства протеста и выражения своего мнения. Мне кажется, у Макаревича это всегда лучше всего получалось в музыке. Если бы он ничего не говорил, а просто сочинял песни на те же самые темы, это было бы более… стоически! Конечно, в таком виде его мысли остались бы понятны только тем, кому должны быть понятны… Но он предпочел, если говорить фигурально, разжевывать толпе кислую капусту. А мне кажется, что толпа и без нас разбирается в кислой капусте.
— А для вас самого важно через музыку выражать какие-то идеи, взгляды?
— Конечно, но мы поем в основном о любви. Хотя у нас много и социальных песен — в одной из них даже упоминаем Анатолия Чубайса. Тогда его имя было притчей во языцех, и мы решили отразить в песне этот момент нашей истории. В другой композиции — «Право на жизнь» — отражены трагедии, которые произошли в Нью-Йорке и Беслане. Но, честно говоря, меня больше волнуют вечные ценности. Все проходит, остаются только любовь и воспоминания о любви. Хотя и любовь тоже стала другая в последнее время, отношение к институту брака изменилось.
— Вы ощущаете, что те молодые люди, которые приходят сегодня на концерт «Морального кодекса», как-то иначе относятся к отношениям и семье?
— Все люди по-разному относятся. Мне бы хотелось, чтобы они понимали, что это базовые ценности. Человек чувствует себя полноценным тогда, когда он вырос в полной семье. Есть статистика, с которой не поспоришь: 80% всех преступников — это сироты или дети из неполных семей.
— Правда ли, что изначально группа «Моральный кодекс» создавалась для продвижения на западном рынке. Сейчас, оглядываясь назад, не жалеете, что не сложилось?
— Да, мы хотели поехать за границу и стать частью общей культуры. И с музыкальной точки зрения так и получилось — нам не хватило лишь серьезного продюсирования и инструментов для продвижения. Но у нас и здесь были возможности заниматься тем, что нам нравится. А тогда, в конце 80-х, мы думали, что такой возможности не будет. Но все оказалось иначе.
- А сегодня, на ваш взгляд, российский рок и джаз развивается в одном направлении с западной музыкой, или у него свой некий путь?
— Какие-то особенности, конечно, есть, но в целом это общая культура. У нас много этнических мотивов. Вы знаете, что практически вся советская музыка построена на еврейском фольклоре? И вообще, нашей музыке свойственно такое приятное переплетение разных культур. Мы имеем очень богатую песенную историю, легкодоступную для освоения любым человеком.
Если говорить конкретно о джазе как о явлении западной культуры, то не могу не сказать о моем друге Игоре Бутмане, которого знают во всем мире. Я имею честь периодически выступать с его командой. Это коллектив мирового класса, от творчества которого получают удовольствие люди в любой точке мира. Игорь в очередной раз доказал, что мы такие же люди, как и в остальном цивилизованном мире.
— Кроме того, вы ведь в последние годы вернулись и к исполнению классической музыки. И всегда во всех интервью подчеркиваете, что вы в первую очередь классический музыкант. Почему для вас это важно?
— Потому что это основа основ. Понимаете, есть фитнес, а есть спорт высоких достижений. Классическая музыка — это бесконечно сложное искусство и потрясающее лекарство от звездной болезни. Ты играешь с людьми, которые посвятили классике всю жизнь. Это настоящая элита — в самом лучшем смысле слова. Да, они зарабатывают меньше, но они занимаются настоящим искусством. Они заключают договор с музыкой, который нельзя нарушить — как только ты ее предаешь, музыка заканчивается.
Я счастлив, что смог вернуться в классику. Я занимаюсь на кларнете с замечательным музыкантом Игорем Федоровым, организовал свой квинтет, с которым мы даже выпускаем пластинки. Это вдохновляет меня и разбавляет рутину «Морального кодекса» — мы вместе уже 26 лет, и это большой срок.
— Когда вы вернулись в классику, то говорили о своем желании приблизить друг к другу аудиторию «Морального кодекса» и тех, кто обычно ходит в филармонию. Вам удалось осуществить эту цель?
— Конечно, изменения есть. И для многих моих друзей, которые были поклонниками классической музыки, было большим удивлением увидеть меня на сцене в таком амплуа. Но, понимаете, я не уверен, что нужно привлекать к этому действительно большое количество людей. Это камерное искусство — даже само название произошло от итальянского «camerа» — комната. Величина оркестров зависела в те времена от количества зрителей в зале. Потому что так музыка наполняла всю комнату. Так что здесь нельзя мыслить в категориях «Макдональдса».
— А как вам идея, которую придумали в Вене, когда люди, не успевшие купить билет в Оперу, могут посмотреть трансляцию на улице на большом экране, сидя на специальных стульях или прямо на траве?
— Здесь другая причинно-следственная связь. Такая идея появилась потому, что спрос превысил предложение. Мест в зале не хватило, а у людей есть потребность смотреть эту трансляцию. Если мы сейчас повесим экраны, москвичи будут просто проходить мимо. Это большое заблуждение, что можно что-то навязать народу, если он не хочет.
Беседовала Юлия Варшавская, главное фото Данила Головкина