«Однажды» (Once, 2007)
Если в «Одержимости» необходимо пожертвовать всем ради одного успешного выступления, то в «Однажды» разворачивается история, в которой талант способен преодолеть любые препятствия, а самым важным элементом успеха становится вера в себя. Ирландскому уличному музыканту, который в рабочее время чинит пылесосы, необходима поддержка чешской иммигрантки, чтобы поверить в себя и записать свой первый альбом. В одной из лучших сцен фильма хозяин студии, где герои Хансарда и Иргловой записывают альбом, уже готов провести несколько часов за чтением журнала, но чуть не падает со стула от восторга, когда слышит первую песню своих клиентов. Интересно, что успех самого фильма в какой-то мере повторяет эту сюжетную арку. Бюджет картины Джона Карни составил всего лишь 150 тысяч долларов, но в прокате он собрал более 23 миллионов долларов, полюбился и критикам, и зрителям, а потом еще и выиграл «Оскар» за «Лучшую песню».
«Одержимость» (Whiplash, 2014)
За любым большим талантом всегда скрываются упорные репетиции, пот, слезы и стертые в кровь руки. Режиссер Дэмиен Шазель рассказывает историю молодого парня Эндрю Нимана, у которого в жизни есть только одна цель — стать лучшим в мире барабанщиком. На пути к этой цели Ниман встречает руководителя джаз-ансамбля Флетчера и очень хочет ему понравиться. Флетчер берет парня в свой ансамбль, но использует в воспитательных целях такие спорные методы, как оскорбления, психологическое давление и даже швыряние стульев в учеников. В «Одержимости» гениальность противопоставляется обычной, размеренной жизни: ты либо гений, который всегда недоволен своими результатами и каждую свободную минуту проводит на репетициях, либо сдавшийся слабак, предавший свои идеалы и мечты.
«Рэй» (Ray, 2004)
Жизнь одного из самых известных блюзовых музыкантов Рэя Чарльза была исключительно кинематографичной: тут и нищенское детство в южной Флориде, и трагичная смерть младшего брата, и последовавшая за этим слепота самого Чарльза, и феноменальный успех, который смешался с наркотиками и беспорядочными половыми связями. Неудивительно, что Джейми Фокс собрал все самые важные премии за свое исполнение роли Рэя Чарльза. Сам Чарльз, кстати, не только появился в одной из сцен фильма, но даже планировал побывать на премьере, но умер за несколько месяцев до выхода картины в прокат.
«Восьмая миля» (8 Mile, 2002)
Фильм Кертиса Хэнсона не является детальной автобиографией рэпера Эминема, но он достаточно хорошо передает атмосферу, в которой рос Маршалл Брюс Мэтерс III. Как и Эминем, главный герой «Восьмой мили», белый парень Джимми «Кролик» Смит живет в Детройте и пытается участвовать в рэп-батлах. Но сегрегация в Америке отсутствует только на бумаге, а в реальности рэп остается музыкальным жанром черного населения, и белого выскочку, который решил, что он лучше всех читает рэп, там не жалуют. Заглавная композиция фильма Lose Yourself получила «Оскар» за «Лучшую песню».
«Внутри Лльюина Дэвиса» (Inside Llewyn Davis, 2013)
У одних музыкантов в жизни есть заполненные концертные залы, звукозаписывающие студии, автограф-сессии, большие гонорары и фанатская любовь. Другим, чуть менее талантливым, остается только спать на диванах у друзей, выступать в полупустых барах, где тебя никто не слушает, получать за свои выступления копейки, выслушивать не самые приятные комментарии от родных и близких и мерзнуть зимой в тонком пиджаке, потому что на хорошее пальто просто нет денег. Стоит ли удивляться, что братья Коэны для своего музыкального фильма выбрали именно фигуру музыканта-неудачника Лльюина Дэвиса, который всегда будет обречен на провал?
«Амадей» (Amadeus, 1984)
Милош Форман снял фильм не столько о музыке, сколько о несправедливости жизни, которая здесь показана через музыку Сальери и Моцарта. Трудолюбивый и религиозный Антонио Сальери начинает сходить с ума в попытках понять, почему божественная гениальность досталась не ему, а гуляке и пьянице Моцарту, который, кажется, даже не ценит своего дарования. «Амадей» — это картина о столкновении посредственного и ежедневного с божественным и гениальным. И несмотря на то, что люди хотят слушать гениальную музыку, они, как известно, не очень любят видеть гениев рядом с собой. Фильм Формана очень точно показывает, как разрушительно неземная гениальность может повлиять на простого человека.
«Сладкий и Гадкий» (Sweet and Lowdown, 1999)
В этом списке есть сразу несколько биографий (или историй максимально приближенных к реальным событиям), но Вуди Аллен решил, что ему мало настоящих музыкантов и их запутанных биографий и придумал своего собственного героя, второго лучшего джазового гитариста в мире Эммета Рэя. Как и в «Зелиге», Аллен на протяжении всего фильма притворяется, что рассказывает историю настоящего музыканта, приглашает поговорить на камеру музыкальных критиков и биографов Эммета Рэя, который на самом деле является лишь плодом воображения режиссера.
«Голос улиц» (Straight Outta Compton, 2015)
Те, кто следит за новостями, знают, что в Америке вновь обострилась проблема полицейской предвзятости к черному населению и по всей стране проходят протесты Black Lives Matter. Чуть лучше разобраться в причинах этой проблемы можно с помощью фильма «Голос улиц», рассказывающего об истории создания и существования хип-хоп группы N.W.A, одним из главных хитов которой стала песня с красноречивым названием F**k da Police. В песнях на своем первом альбоме парни из Комптона обращали внимание не только на проблемы с преступностью в городе, но и на предвзятость полицейских, которые безосновательно арестовывали черных парней, считая всех их преступниками. Помимо музыкальной истории жанра хип-хоп, в фильме есть отсылки и к одному из важнейших событий в современной американской истории — лос-анджелескому бунту, спровоцированному оправдательным приговором четверым белым полицейским, которые ранее избили чернокожего Родни Кинга.