Кому еще под силу снять кино на одну из самых сложных и вечных тем — о судьбе евреев в российской истории? Конечно, только Леониду Парфенову. Уже в начале ноября благодаря проекту Arbuzz Lectures лондонцы смогут увидеть его новый — динамичный, яркий и очень современный — документальный фильм из цикла «Русские евреи», созданный студией «Намедни» совместно с Genesis Philanthropy Group. А мы задали журналисту несколько вопросов перед его поездкой в Британию.
— Вас часто называют «популяризатором истории». Не кажется ли вам, что сегодня, когда история становится способом некоторой спекуляции в пользу идеологии, важной задачей является не столько популяризация, сколько попытка рассказать об исторических событиях максимально объективно? И преследовали ли вы эту цель при создании фильма «Русские евреи»?
— Я не вижу тут противоречия. Конечно, личность любого популяризатора вносит субъективность, но если он не заведомо тенденциозен и не ставит перед собой спецпропагандистских задач, а движим только передачей своего интереса к теме аудитории, то что тут плохого? Абсолютной объективности нет и быть не может, но вы, наверное, имеете в виду «партийное» изложение исторических событий — например, исходя из сталинской установки, что опричнина — «прогрессивное явление»? Ну да, власть у нас часто использовала и использует историю как идеологический ресурс — оправдывая ею свои действия, захваты территорий, свою «историческую правоту». И у нее на жалованьи находились всякие официальные историки. Но так во всех гуманитарных сферах — с литературой и массмедиа не лучше бывало. Но это не должно в принципе дискредитировать популяризаторов. И Ключевский был пристрастен, и Тарле, и Лотман. Но это их собственная пристрастность, хоть последним двоим и попадало за то, что это не пристрастность парткома.
— Кто все-таки является целевой аудиторией вашего цикла? Будут ли трилогию показывать по российским каналам? Я смотрела фильм в Центре документального кино, и во время просмотра меня не оставляло ощущение диссонанса — он, кажется, все-таки предназначен для широкой телевизионной аудитории?
— Эфирный продукт предполагает разную аудиторию, как раньше говорили, «от пионэров до пенсионэров». Кому-то сама тема интересна, кого-то анонс впечатлил, кто-то видел наши прежние работы и они ему понравились. Да, конечно, это телефильмы, но говорить о конкретном показе на телеканале можно будет, когда закончится работа над всеми тремя частями проекта. Пока мы в фазе клубного проката первого фильма за границей, а впереди еще два. Предварительные разговоры про проект, конечно, были и коллеги фильм «До революции» видели.
— Одна из идей фильма заключается в том, как успешна была, несмотря ни на что, ассимиляция евреев России. Почему? Есть ли что-то ценное, что современные мигранты могут перенять из этого «исторического опыта»?
— Можно ли что-то сегодня «перенять» из опыта превращения Лазаря Вайсбейна в Леонида Утесова — не знаю. Бывали и случаи неудачных ассимиляций, а кто-то, как Жаботинский, почти ассимилировавшись, двинулся вспять. Для меня самого здесь всего интереснее феномен богатства русской цивилизации, часть которой — русские евреи.
— Удалось ли вам ответить для себя на вечный вопрос, почему евреи — нация с такой особенной историей?
— Наш проект не про «еврейскость», а про «русскость». Планируется же еще два — «Русские немцы» и «Русские грузины». Так что мы про другую «особенную историю». И если брать, к примеру, историю государства, то, да, роль евреев в русской революции и становлении советской власти поразительная. Но при всей феноменальности карьер русских евреев Троцкого, Свердлова и проч. дольше всех страной правили русская немка Екатерина и русский грузин Сталин.
Юлия Варшавская
Подробнее о показах: www.arbuzz-lectures.co.uk