Это не Спарта!

Это не Спарта!

В прокат вышел фильм Кена Лоуча «Я, Дэниел Блэйк»

«Я, Дэниел Блэйк» (I, Da­niel Blake). Режиссер: Кен Лоуч. Великобритания, Фран­ция, Бельгия, 2016

59-летний житель Ньюкасла Дэниел Блэйк (Дейв Джонс) всю свою жизнь проработал плотником, честно платил на­логи и надеялся, что государство, в случае чего, обязательно ему поможет. Но когда овдовевший Дэниел переносит инфаркт, а врачи зап­рещают ему работать, мужчина узнает все прелести жизни в совре­менной Вели­кобрита­нии. Ми­нистерство по делам труда и пенсий и рабо­тающие там «ме­дицинские работники» ре­шают, что если Блэйк без пос­торонней помощи может пройти 50 метров, то и рабо­тать он тоже в сос­тоянии. По­лучив отказ в по­лу­чении по­собия по инвалидности, Блэйк планирует по­дать апелляцию, а по совету работников министерства он решает подать заявку на по­собие по безработице. По но­вым правилам, Блэйк может получать это пособие только в том случае, если он будет по 35 часов в не­делю искать работу (которой в Ньюкасле нет) и ходить на лекции по трудоустрой­ству.

На бирже труда Дэниел зна­комится с безработной матерью-одиночкой Кейти (Хейли Сквирс), которая только что переехала из Лондона в Ньюкасл, потому что муниципальное жилье ей смогли найти только на севере Анг­лии, в 450 км от родных и близких. Мужчина начинает помогать Кейти по дому, соглашается посидеть с детьми, когда она пытается найти ра­боту, и выручает ее двадцаткой на электричество. Вместе они начинают бороться с бри­танской бюрократией, но по­лучается у них не очень успешно.

Можно с уверенностью сказать, что зрители в британских кинотеатрах поверят в реалистичность фильма Кена Лоуча и вспомнят собственный схожий опыт. Даже те, кто никогда не получал посо­бий от государства, наверня­ка хоть раз пытались дозво­ниться до каких-нибудь чи­новников и проходили через десять кругов автоответчиков, разговаривали с бесчислен­ны­ми операторами, которые пе­рекидывали их из одного де­партамента в другой, отказываясь давать прямолинейный ответ, а потом еще и получали огромный телефонный счет за все эти бессмысленные беседы. Лоуч показывает эту бюрократическую машину во всем ее чудовищном масштабе и полнейшем отсутствии даже намека на человечность.

i-daniel-blake2

Когда же дело доходит именно до пособий, то вдруг понимаешь, что все нововве­де­ния в государственной сис­теме социальной поддержки придуманы не для того, чтобы сделать ее более справедливой и эффективной. Нет! Все реформы последних лет, по сути, являются непреодоли­мыми препятствиями для тех, кто отчаянно нуждается в по­мощи. Дэниел и Кейти стал­ки­ваются с безразличием го­сударственных работников, которые, получив маленький кусочек власти и лицензию на жестокость от правительства, напрочь забывают, что их ра­бота связана с реальными людьми и их не менее реальными страданиями, а не с абстрактными National Insu­rance Number.

Впрочем, «Я, Дэниел Блэйк» не останавливается на критике бюрократической машины, а заставляет увидеть различия между реальными людьми и правительственной пропагандой последней пятилетки, которая демонизировала тех, кто нуждается в помощи. Как иммигранты превратились в виновников всех британских бед, так и самые уяз­вимые и незащищенные бри­тан­цы оказались тунеядцами и притворщиками, которые просто не хотят оторвать свой зад от дивана. История Дэ­ние­ла Блэйка и тысяч реаль­ных «блэйков» по всей Вели­кобритании, о которых уже можно прочитать в ин­тер­нете, доказывает, что все мы находимся на расстоянии одной трагедии и нескольких случайностей от необходимости получить положенную нам поддержку от государства.

Фильмы главного британского соцреалиста Лоуча уже вызывали громкие публичные обсуждения и даже приводили к реальным социальным изменениям. Исполнитель главной роли Дейв Джонс уве­рен, что «Я, Дэниель Блэйк» может повлиять на правительство и остановить демонизацию беднейших сло­ев Великобритании. Джонс, скорее всего, идеализирует эффект фильма на британских политиков (премьеру фильма посетил лишь Джере­ми Корбин), но у каждого зрителя есть возможность из­ме­нить свое собственное отно­шение к происходящему в Ве­ликобритании.

Еще три фильма Кена Лоуча, которые стоит посмотреть

«Kec» (Kes, 1969)

Один из первых полно­мет­ражных фильмов Лоуча, в котором он изучает жизнь британского севера через жизнь двоечника Билли Кас­пера. Над Билли издева­ются и дома, и в школе, а он в от­вет врет, дерется и ворует. Поведение мальчика начинает меняться, когда он заводит сокола, начинает его тренировать и изучать тонкости соколиной охоты, хотя для этого ему и приходится украсть книжку из магазина. «Кес» входит в список 50 фильмов, которые стоит по­смотреть до 14 лет, и в нем действительно есть много полезных уроков для детей, еще не осознающих всю жес­токость своего поведения.

kes

«Ветер, который качает вереск» (The Wind That Shakes the Barley, 2006)

В 2006 году в Каннах этот фильм получил признание. Здесь левак Кен Лоуч де­монстрирует всю свою не­любовь к Британской империи, но не забывая и о том, что ирландская история на­чала ХХ века глубже и сложнее противостояния хороших ирландцев и плохих англичан. Победив в войне за независимость, ир­ландцы безуспешно пы­та­ют­ся договориться о буду­щем своей страны, но ре­зуль­та­том этих переговоров становится гражданская война, в которой роль злодеев уготована уже для са­мих ирландцев.

The-Wind-That-Shakes-the-Barley

«Доля ангелов» (The Angel’s Share, 2012)

Один из самых легких и позитивных фильмов Лоуча, в котором группа гопников из Глазго решает украсть немного дорогого виски и продать его по фантасти­ческой для жителей Шот­ландии цене. Вместо грустного рассказа о тяжелой жизни в депрессивном ре­гио­не «Доля ангелов» прев­ращается в визуализацию пословицы «голь на выдумку хитра», приукрашенную шот­ландскими килтами, бу­тылками Irn-Bru и акцентом, которому позавидует даже Никола Стерджен.

the-angels-share

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked with *

Cancel reply

This site uses cookies and different analytics technologies to monitor how you interact with our Website or obtain data from third parties and collect your browser technical configuration data. Please visit our privacy policy to find more information about cookies.