«Славные парни» (The Nice Guys, 2016)
Холланд Марч — очень плохой частный детектив, трусливый, жадный и глуповатый, да и пить начинает еще до полудня. Однажды он знакомится с головорезом Джексоном Хили, который по заказу одной из своих клиенток ломает Марчу руку. Почти как в «Касабланке» эта встреча становится началом прекрасной дружбы и профессионального сотрудничества. Марч и Хили берутся за расследование загадочной смерти известной порнозвезды, но вместо преступников они находят лишь новые трупы. «Славные парни» — это комедийная пародия на американский нуар, где есть и преступления, и коррупция, и роковые женщины, но вместо какого-нибудь Филипа Марлоу в исполнении Богарта детективами становятся визжащий от ужаса герой Гослинга и сильный, но слишком прямолинейный Марч в исполнении Рассела Кроу. Лучшая комедия 2016 года.
«Под покровом ночи» (Nocturnal Animals, 2016)
Галеристка Сьюзен неожиданно получает посылку от своего бывшего мужа Эдварда. В ней — неопубликованный еще роман, до краев наполненный насилием и желанием мести. Эту книгу Эдвард посвящает своей бывшей жене, которая когда-то испортила ему жизнь. Второй фильм модельера-режиссера Тома Форда радикально отличается от первой камерной картины «Одинокий мужчина» о любви, потере и скорби — тем и хорош. В «Под покровом ночи» большим чувством становится месть, а сам Форд решает обсудить со зрителем модную в этом году тему того, что именно можно считать реальностью. Выдумка и реальная жизнь здесь то и дело переплетаются, смешиваются и меняются местами, чтобы заставить зрителя подумать о том, как искусство может влиять на нашу жизнь и как она может превратиться в тусклое подобие себя настоящей.
«Прибытие» (Arrival, 2016)
На Землю прибывают 12 странных объектов, которые нависают над разными странами и замирают в ожидании. Земляне, понятное дело, волнуются: ждать ли от инопланетян нападения? Установить контакт в Монтане приглашают лингвиста Луизу Бэнкс, которая будет расшифровывать язык пришельцев, попутно думая о дочке, умершей от неизлечимой болезни в юном возрасте. В «Прибытии» инопланетяне становятся не только угрозой, но и новым, неопознанным миром, где есть место для головокружительных открытий. Фильм Дени Вильнева — это очень медленное и красивое размышление о языке, который формирует наше сознание, а также о важности разговора между разными народами и даже мирами.
«Я, Дэниел Блэйк» (I, Daniel Blake, 2016)
Режиссер Кен Лоуч вернулся на большие экраны с остросоциальной драмой, которая не только выиграла главный приз в Каннах, но и стала предметом серьезных политических дискуссий о системе социальной поддержки в Великобритании. Правительство Дэвида Кэмерона с 2010 года последовательно демонизировало всех британцев, получающих пособия, превращая их в тунеядцев и лентяев, которые хотят лежать на диване и есть чипсы. Лоуч показывает совсем другую сторону этого спора: людей, попавших в тяжелые, почти безвыходные ситуации, для которых поддержка государства — единственный способ удержаться на плаву. «Я, Дэниел Блэйк» напоминает, что большинство этих людей исправно платят налоги всю свою жизнь и хотят получить то, что им положено по закону, не проходя при этом через унизительный ад, созданный консервативным правительством.
«Она» (Elle, 2016)
Парижанка Мишель Леблан возглавляет успешную компанию, создающую компьютерные игры, живет в большом доме в гордом одиночестве (если не считать кота) и спит с мужем своей лучшей подруги. Однажды к ней в дом врывается неизвестный в лыжной маске, насилует ее и скрывается в неизвестном направлении. Вместо того, чтобы написать заявление в полицию, Мишель принимает ванну, замазывает синяки и отправляется по своим делам, хотя спать после этого случая ложится с молотком и внимательно присматривается ко всем мужчинам в своей жизни. Этот фильм Пола Верховена, конечно же, будут сравнивать с «Основным инстинктом», но Леблан, в отличие от Кэтрин Трэмелл, все-таки жертва, которую насильно втягивают в сексуальные отношения. Впрочем, именно эта позиция жертвы, в которой оказывается героиня Изабель Юппер, делает развитие ее персонажа еще более неожиданным.
«Патерсон» (Paterson, 2016)
Если в своем прошлом фильме «Выживут только любовники» Джим Джармуш интересовался жизнью артистичных вампиров-эстетов, то в «Патерсоне» режиссер ищет красоту и творчество в повседневных вещах. Главный герой этого фильма — водитель автобуса и по совместительству поэт Патерсон, который каждый день развозит жителей городка Патерсон (совпадение!) по домам, школам и на работу, подслушивая фрагменты разговоров местных жителей, гуляет с собачкой, пьет пиво в местном баре и пишет стихи для любимой жены. В этом тихом фильме Джармуш возвращается к своим картинам «Кофе и сигареты» и «Ночь на Земле», где, на первый взгляд, ничего не происходит, но если присмотреться повнимательнее, то в этой рутине и простых разговорах прячется сама жизнь.
«Ученик» (The Student, 2016)
В обычной калининградской школе обычный подросток Вениамин начинает очень сильно верить в Бога, недовольно смотреть на полуобнаженных одноклассниц на уроках физкультуры и заявлять, что ради Господа он все что угодно готов сделать, даже погибнуть. Главный герой фильма Серебренникова станет своего рода «казаком», который во всем и во всех будет видеть оскорбления Бога, а своей жизненной целью будет считать защиту религии от грешников, псевдоверующих и тех, кто верит не в Бога, а в эволюцию. «Ученик» пусть и поставлен по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майербурга, но говорит он в первую очередь о проблеме религиозного фундаментализма, которая в сейчас существенно влияет на общественную жизнь в России. В Лондоне «Ученика» показывали уже дважды, а на Неделе русского кино этот фильм даже получил главный приз. Широкий релиз фильма Серебренникова в Великобритании намечен на февраль 2017 года.
Подготовила Юлия Юзефович