В воскресенье ВВС One выпустил третью и последнюю серию четвертого сезона «Шерлока». Несмотря на отсутствие конкретных комментариев создателей сериала Марка Гэтисса и Стивена Моффата о судьбе сериала, хочется верить, что это была финальная серия. «Англия» по пунктам объясняет, как за последние два сезона один из лучших сериалов ВВС превратился в свою жалкую подобию и набор фанфиков. (Осторожно, спойлеры!)
Каждой сказке нужен злодей
Провал последних двух сезонов «Шерлока» доказывает, что сериал держался не на одном Шерлоке и даже не на его дружбе с Ватсоном, а на его вражде с Джимом Мориарти. Как говорил сам преступник-консультант, «любой сказке необходим старомодный злодей». Шерлок в исполнении Камбербэтча пытался разгадать самые сложные преступления просто потому, что ему было скучно, а герой Эндрю Скотта по той же причине создавал для Шерлока проблемы, преступления и загадки. После смерти Мориарти Шерлок лишился единственного врага, который мог соответствовать его интеллектуальным способностям. Мориарти заставлял Шерлока находить элегантные решения к его многоходовкам, и именно на этой динамике сериал завоевал так много поклонников. Даже безумной сестрицы Эвр хватило ровно на одну серию, к концу которой она превратилась в забитую, рыдающую девочку.
Не стоит забывать и о том, что именно Мориарти в этом сериале всегда доставались лучшие сцены. Фраза Джима «Дорогой, ты должен был видеть меня в короне» и вся сцена в Тауэре — это вершина комического мастерства актера Эндрю Скотта, создавшего одного из самых привлекательных злодеев в истории телевидения. О влиянии Мориарти на сериал и на фанатов можно судить и по сцене его прибытия в Шерринфорд под песню I want to break free, моментально превратившейся в гифки в «Твиттере» и «Фейсбуке».
Сексуальная мозговитость?
В первой серии второго сезона Ирэн Адлер объясняла Ватсону, что ей нравятся детективные истории и детективы. Ведь «мозговитость теперь сексуальна» (Brainy is the new sexy). В этих фразах Адлер не только описала свой интерес к Шерлоку, но и зрительскую любовь к сериалу. Холмсу хватало 90-минутной серии, чтобы разгадать сложное преступление, которое в руках Скотланд-Ярда обязательно стало бы «глухарем», и с плохо скрываем превосходством и хвастовством объяснить удивленной публике о том, что все факты были перед ними, но только он, великий Шерлок Холмс, смог их соединить в логичную цепочку событий. В последних сезонах создатели все чаще использовали прием Deus ex machine, превращая в главную преступницу случайную секретаршу, а сам детектив-консультант оказывался в безвыходных ситуациях и вместо элегантного решения просто убивал своего врага (привет Чарльзу Магнуссену). Шерлок, включи голову!
Шерлок стал человеком
Главные отличия Шерлока от остальных героев сериала, да и от многих других «шерлоков» — это доведенная до предела социопатия, его нарциссизм и издевки над глупыми полицейскими («Андерсон, не говори вслух, ты понижаешь IQ всей улицы»), чернейшее чувство юмора, полное непонимание обычных человеческих эмоций и удивительное лицо ящерицы, на котором если и проскальзывает эмоция, то только раздражение. Зритель, который в обычной жизни, конечно же, не может себя так вести, моментально попадался в сети «Шерлока» и уже не мог оторваться от сериала, даже если пауза между сезонами составляла два года. Проблема в том, что в последних двух сезонах Моффат и Гэтисс взялись активно очеловечивать Шерлока, превращая гениального детектива в просто хорошего человека. Возможно, для них этот прием выглядит как эволюция, но в пространстве сериала они «убили» героя, которого Камбербэтч создавал на протяжении двух сезонов — инопланетное существо с редкими и потому интересными признаками человеческого. К моменту встречи с Эвр Шерлок стал другом, братом и крестным с редкими проблесками детективного прошлого. С гуманистической точки зрения это, может, и хорошо, но для сериала такая арка оказалась губительной. Пользуясь словами Мориарти в конце второго сезона: «Шерлок, ты такой заурядный». Как в воду глядел, мерзавец!
Романтический детектив
Расчувствовавшийся Шерлок приводит нас к следующему этапу деградации сериала, а именно к потере детективного сюжета и переходу на романтические сюжеты. Можно сказать, что детективная составляющая сюжета вылетела в окно сразу после появления в сериале Мэри Морстан (позже Ватсон), которая переключила все внимание зрителей на любовный треугольник Мэри-Джон-Шерлок. Свадьбы, рождения детей и крестины стали в «Шерлоке» более частыми событиями, чем убийства, и это уже совсем непозволительное безобразие. Если же присмотреться к последнему сезону, то там вовсе нет детективной интриги, а есть только семейные разборки с Майкрофтом, Эвр и Джоном, который, по словам самого Шерлока, стал семьей. Кто бы нам в 2012 году сказал, что Шерлок, для которого любовь была «опасным недостатком», скатится в такую пропасть?
Холмсы тоже плачут
Страшные семейные тайны, пропавшие родственники, многолетние провалы в памяти, убитые жены, измены, посмертные послания — всем этим событиям место в каком-нибудь мексиканском сериале, но все они, к сожалению, произошли в четвертом сезоне «Шерлока». Главная проблема сериала в том, что Камбербэтч и компания вынуждены разыгрывать даже не мелодраму (мелодрамы бывают хорошие), а очень плохую «мыльную оперу». Такое резкое снижение качества сериала, скорее всего, стоит списывать на желание Моффата и Гатисса заигрывать с фанатами и даже экранизировать фанфики. Так, первая серия третьего сезона, когда Шерлок вновь появляется в сериале после своего падения с крыши госпиталя, превращается в экранизацию всех фанатских теорий о том, как детектив мог инсценировать свою смерть. Одним из ключевых аспектов хорошего сериала является отказ идти на поводу у фанатов сериала, которые чаще всего пытаются найти самый простой и избитый выход. Задача создателей сериала — выбрать неожиданный поворот сюжета, о котором никто до них не смог догадаться.
А сюжет-то дырявый
Впрочем, даже на «мыльную оперу» с Холмсом и Ватсоном найдутся любители, но сериал совершает непростительную для детектива ошибку — оставляет в сюжете кучу дыр и логических несостыковок. Взять, например, последнюю серию. В финале выясняется, что «Красной бородой» был не пес Шерлока, а его лучший друг Виктор Тревор. Почему же тогда родители не приложили больше усилий на поиски пропавшего мальчика? Одно дело — спустить на тормоза и простить дочке исчезновение пса, совсем другое — исчезновение мальчика. Особенно если Эвр через какое-то время начала петь об «утонувшей Красной бороде».
Или почему на Шерлоке и Джоне нет даже малейших царапин после их прыжка из окна дома на Бейкер-стрит? Обычно, когда люди падают со второго этажа на асфальт и разбитое стекло, а за спиной у них бушует пламя, у них потом видны хоть бы синяки и ушибы. В крайнем случае обгоревшие волосы. Царапины? Сломанные ноги? Ничего! Да и квартира миссис Хадсон в этом страшном взрыве пострадала совсем незначительно: кресло Шерлока, например, полностью уцелело. Чудеса!
Дальше — больше: в Шеррингфорде гениальный детектив, с одного взгляда определяющий прошлое, настоящее и будущее своих клиентов, не может разглядеть, что между ним и Эвр нет стекла. Даже когда он подходит к этому стеклу вплотную, он все равно не замечает его отсутствия. Может это не Шерлок, а его туповатый брат-близнец, пропавший при рождении, и о нем нам расскажут в пятом сезоне?
И самое прекрасное. Эвр прячет Ватсона в глубоком колодце, приковав его ноги ко дну цепями. Когда полиция приходит на помощь Ватсону, они вытягивают его из колодца с помощью каната. Джон, видимо, за время пребывания в колодце превратился в Гудини, который может выбраться из любых цепей.
Давайте уже оставим сериал «Шерлок» на дне какого-нибудь очень глубокого колодца, забудем о последних двух сезонах и будем лишь иногда вспоминать о легендарном противостоянии Холмса и Мориарти?..
Юлия Юзефович