Крик души: афро-арт в “Тейт Модерн”

Крик души: афро-арт в “Тейт Модерн”

В галерее Tate Modern проходит выставка Soul of A Nation: Art in the Age of Black Power

Выставка об афроамериканском искусстве в период с 1960-х по 1980-е годы в Tate Modern начинается еще до того, как вы увидите первые картины и скульптуры. Кураторы Soul of A Nation: Art in the Age of Black Power Марк Годфри и Зоуи Уитли (Mark Godfrey and Zoe Whitley) установили перед входом на выставку пять экранов, на которых показывают речи людей, во многом определивших развитие борьбы за гражданские права афроамериканцев  – Мартина Лютера Кинга, Малкольма Икс, Джеймса Болдуина, Стокли Кармайкла и Анджелы Дэвис. Все эти политические деятели пусть и разными путями, но шли к одной и той же цели – победе над расовой дискриминацией, на которой общественное устройство США держалось, как на одном из китов, с самого основания этой страны.

Годфри и Уитли сразу указывают на политический интерес их выставки, задавая сложные вопросы о роли афроамериканского искусства на протяжении двух десятилетий после Марша на Вашингтон – должны ли чернокожие художники как-то поднимать политические темы в своем искусстве? Существует ли такое понятие, как «черное искусство» и «черная эстетика»? К какой аудитории обращаются эти художники?

Черный, плохой, злой?

За исключением нескольких комнат с абстракциями, большинство работ афроамериканских художников в тот период действительно посвящены политическим и социальным аспектам, формировавшим жизнь чернокожего населения. И это совершенно закономерно. Еще и года не прошло с избрания Трампа, а огромное количество телевизионных программ, книг, инсталляций и даже благодарственных речей на каких-нибудь “Оскарах” посвящены 45-му президенту США. Что же удивляться тому, что в искусстве афроамериканских художников появляются темы, с которыми напрямую была связана их жизнь?

watts-riot

Абстракция Ноа Пурифоя “Беспорядки в Уоттсе”, © 2017 Courtesy Noah Purifoy Foundation

Переходя к вопросу «черной эстетики» и «черного искусства», наиболее интересно изучать то, как афроамериканские художники разгоняют уютное болотце белого американского искусства, добавляя в него злость на многовековую дискриминацию, психологическую травму от ужасов рабства и веру в то, что однажды устройство американского общества будет в корне изменено. Художник Уодсворт Джаррел (Wadsworth Jarrell) использует эстетику поп-арта и замысловатую типографику для создания портрета Малкольма Икса из многочисленных букв «В», которые здесь являются отсылками к словам Black, Bad и Beautiful. Бенни Эндрюс (Benny Andrews) считал живопись слишком утонченным видом изобразительного искусства, не подходящим для описания того, с чем ежедневно приходилось сталкиваться чернокожему населению. Именно поэтому в своей картине Did the Bear Sit Under the Tree? Эндрюс использует технику коллажа, чтобы изобразить афрoамериканского мужчину, грозящего кулаком в сторону американского флага, который является символом всего, что веками угнетало чернокожее население США. Еще один коллаж – работа художника Ноя Пьюрифоя (Noah Purifoy) «Восстание в Уоттсе» – был создан из мусора, который Пьюрифой собрал с улиц Лос-Анджелеса после бунта 1965 года.

Голый Супермен

Наиболее удачно афроамериканские художники подрывают устои портретного жанра, который был создан исключительно для того, чтобы прославлять белых хозяев жизни, а чернокожие герои появлялись на таких картинах только в качестве прислуги. Афроамериканские художники отказывались поддерживать эту традицию и самостоятельно находили для себя новые образы. Так, художник Баркли Хендрикс (Barkley Hendricks) на одном из автопортретов изображает себя в майке Супермена, но при этом без штанов, отсылая зрителей к фразе основателя партии “Черные пантеры” Бобби Сила о том, что Супермен никогда не спасал черных людей, а также обыгрывая стереотипы белого населения о размере половых органов черных мужчин. Хендрикс не ждет, когда белые американцы перестанут быть расистами и сам определяет свое место в обществе. В одном из залов кураторы рассказывают о чикагской «Стене уважения» (The Wall of Respect), которая служит примером того, как афроамериканские художники (и другие угнетенные группы) выносили искусство на улицы, избавляясь от музейных ограничений и позволяя своей аудитории увидеть их работы без посредников и материальных барьеров.

superman_hires

Баркли Л. Хендрикс. “Икона для моего друга Супермена” (“Супермен никогда не спасал черных людей”), 1969, © Estate of Barkley L. Hendricks

Трагедия афроамериканского населения США – событие, которому нет аналогов в истории белого населения, и для рассказа о пережитом и продолжающемся ужасе чернокожим художникам необходимо находить новые формы, образы и слова. Выставка в “Тейт” показывает, что нет единой «черной» эстетики, но есть десятки разных подходов к рассказу об этой многовековой проблеме через искусство.

КОГДА: до 22 октября

ГДЕ: Tate Modern, Bankside, London SE1 9TG

БИЛЕТЫ: £17

http://www.tate.org.uk/whats-on/tate-modern/exhibition/soul-nation-art-age-black-power

Подготовила Юлия Юзефович

Верхнее фото: Бенни Эндрюс. “Сидел ли медведь под деревом?”, 1969, © Estate of Benny Andrews, Emanuel Collection

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked with *

Cancel reply

This site uses cookies and different analytics technologies to monitor how you interact with our Website or obtain data from third parties and collect your browser technical configuration data. Please visit our privacy policy to find more information about cookies.