Наследство красной звезды
27/11/2017 11:15

Наследство красной звезды

fake news
выставка
елена лео
культура
Ленин
советский плакат
СССР
Сталин
Тейт Модерн

История революционного плаката в «Тейт Модерн»

Идеология и иллюзии Октябрьской революции, официальная и реальная истории Советской России и СССР, влияние визуального ряда на формирование идеологии страны и менталитета — основные темы выставки «Красная звезда над Россией» (Red Star Over Russia) 

Искусство фильтровать

В основу выставки легли материалы, собранные за 40 лет всего одним человеком по имени Дэвид Кинг. В ноябре 1970-го, когда симпатичный 27-летний сотрудник The Sunday Times приземлился в Москве, холодно было и в прямом, и в переносном смысле.  

Антагонизм между СССР и Западом не создавал идеальных условий для выполнения редакционного задания — поиска фотографий Троцкого к статье, приуроченной к 30-летию убийства революционера. В тот раз журналист уехал ни с чем, но позднее фотографии были найдены. Правда — в Мексике, у родственников Троцкого, бежавшего из мятежной России в Латинскую Америку. Эти фото положили начало крупнейшей в мире коллекции материалов о Троцком. За четыре десятилетия Кинг собрал четверть миллиона предметов, посвященных российской визуальной культуре. Сегодня все они собственность «Тейт Модерн».

Alexander Deineka, Stakhanovites, 1937, Perm State Art Gallery, Russia

Куратор выставки и глава отдела русского искусства Наталья Сидлина знала Кинга еще до прихода в «Тейт Модерн»: «Сотрудники музея часто использовали экспонаты его коллекции в разных выставках: русского революционного плаката, „СССР на стройке“… –и каждый раз они замечали огромный интерес публики. Планировалось, что коллекционер сам примет участие в организации выставки, но, к сожалению, в прошлом году Дэвида не стало. Red Star Over Russia — выставка мемориальная, отражающая его идеи. Кинг с уважение относился  к роли индивидуума в социуме, считал важным исследовать и сохранять объекты истории, знакомить с ними людей; он был убежден, что каждое публичное изображение — это персональная ответственность автора».

В эпоху интернета, мобильной связи и соцсетей подать среднестатистическому индивиду на тарелочке порцию подогнанных под  него новостей не составляет труда. Но стоит задуматься, каких усилий стоило сформировать общественное мнение в послереволюционной России! Тогда, вслед за свержением царского режима, новая власть получила в управление самую большую страну в мире, и на этой огромной слабонаселенной территории неграмотное население и знать не знало, кто такие большевики и в чем суть «Капитала» Маркса.  

«На примере небольшой части коллекции Дэвида Кинга мы показываем нарратив визуальной культуры определенного отрезка времени. Зрителю стоит задуматься: а стоит ли принимать каждое изображение на веру, или визуальный ряд необходимо фильтровать самому», — отмечает куратор. 

Soviet School, Nightmare of Future Wars, 1920. Коллекция Дэвида Кинга, Тейт

#FakeNews в доцифровую эпоху

«Если бы я делала такую выставку в России, она была бы направлена на два поколения: то, что выросло с этими изображениями и знает, насколько мощно работала машина пропаганды, и то, что моложе 30», — говорит Наталья. По ее словам, для них советский плакат — это «дизайнерский прием». Они не были пионерами и комсомольцами, они, может быть, и не слышали от родителей страшных историй о ГУЛАГе.  Им она хочет расказать, что современный пиар — это та же пропаганда, которая влияет на формирование их личности.  Fake news, о которых говорит Дональд Трамп, старый прием.

В пяти залах здания Блаватника собраны плакаты, фото, архивные материалы — образцы визуальной культуры, знакомые всем, кто вырос в доперестроечной России. Вот Ленин под сенью красного флага простирает руку к невидимым толпам. «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма…»

 А вот на красном крылатом коне летит среди туч похожий на святого Георгия молодец. Но в руке — не Евангелие. Со страниц открытой книги ко зрителю старославянским шрифтом несется призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».  

Вот мужественного красноармейца целует в уста счастливый крестьянин, а вот и жители Средней Азии с радостью братаются с русскими коммунистами для воплощения единой цели — установления власти пролетариата.  Экспонаты первого зала дают отличное представление о том, как с помощью искусства плаката и кинофильмов, которыми иногда нашпиговывали целые поезда агитпропаганды, власть доносила идеологию в каждый дом, школу, на городские площади и деревенские завалинки.

Дмитрий Моор. «Смерть мировому империализму», 1920. Коллекция Дэвида Кинга, Тейт

Второй зал — агитплакаты работы великих мастеров авангарда: Клуциса, Родченко, Лисицкого. На плакате 1930 года гений фотомонтажа Клуцис изобразил Сталина, который призраком выплывает из-за спины Ленина. Позднее он становится в один ряд с Лениным, Марксом и Энгельсом. Более поздний макет газеты «Правда»  изображают фигуру гигантских пропорций, достойную фараона или кесаря. А напротив — фото самого Клуциса во время ареста. Революция пожирала своих детей и не брезговала никем: ни крестьянином, ни художником.  

Третий зал охватывает полвека турбулентных событий от Революции 1905 года до смерти Сталина. Вот перед нами — парадный портрет царя и царицы, сделанный к годовщине правления дома Романовых, а вот  — студенты около демонтированной статуи Сталина в Будапеште. Основные экспонаты  — личные вещи: фотографии, которые носили в нагрудном кармане, письма с фронта, печатные издания. По словам куратора, «они — словно приоткрытая дверь, которая позволяет заглянуть в историю через опыт личных переживаний».  

По прекрасной кураторской задумке, из этого зала ведут два выхода: к павильону Всемирной выставки в Париже 1937 года и в зал репрессий, цензуры и самоцензуры. Проекция Страны Советов вовне — работы корифея соцреализма А. Дейнеки, напоминающие видеоряд фильма «Гаттака»: идеальный генофонд строит мир-утопию. Реальность другого зала: черные воронки, вырезанные из групповых снимков лица врагов народа, отретушированные снимки Сталина сотоварищи. Почти как в «Десяти негритятах» Кристи исчезают со снимков и из официальной истории комиссары, испаряются Тухачевский и Блюхер.   

Валентина Кулагина. «Художественная выставка Советского Союза», Цюрих, 1931. Коллекция «Не болтай!»

Идут годы, и затихает дискуссия об ужасах ГУЛАГа, индустриализации, раскулачивания и культа личности Сталина. Место старых деспотов занимают новые, падают акции и распадаются альянсы, а скорость городской жизни приближается к космической. Непрекращающееся назойливое стакатто свежих новостей со всех уголков мира  становится привычным аккомпанементом нашей жизни. За внимание каждого из нас борются телевидение, радио, пресса и интернет. 

Есть ли у нас собственное мнение, когда мы видим только те факты, которые «как бы» сами попадают в зону нашего внимания? Кто готовит для нас новостной суп?  Как раз о влиянии визуальной культуры и пропаганды на картину мира современного человека и заставляет задуматься эта выставка.

Подготовила Елена Лео

Выставка Red Star Over Russia: A Revolution in Visual Culture 1905 — 55 проходит в галерее Tate Modern (Blavatnik Building, Level 2) с 8 ноября 2017-го по 18 февраля 2018 года.

Верхнее фото: Валентин Щербаков. «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма», 1924. Коллекция Дэвида Кинга, Тейт
Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024