На прошлой неделе в рамках Russian Business Week в LSE с лекцией «Рабство как культурное наследие» выступила Ирина Прохорова, главный редактор и основатель журнала «Новое литературное обозрение». Казалось бы, каким образом тема выступления коррелирует с предпринимательством? Но ввиду последних событий, связанных с Сергеем Галицким («Магнит»), Дмитрием Ананьевым («Промсвязьбанк»), Федором Овчинниковым («Додо Пицца»), это более чем логично. Тезисы о драматических парадигмах русского народа и иллюзиях свободы читайте в нашей статье.
Хватит мыслить дворянством
Наследие рабства, исчезнувшего как институт, но крепко закрепившегося в умах людей, определяет многие стороны российской жизни. Ни чиновники, ни спецслужбы, ни интеллектуалы — никто сейчас в России не борется за равенство. Все относят себя к элите, требуют привилегий, хотя мы по большому счету выходцы из низов. И пока каждый социальный слой мыслит себя дворянством, все разговоры о либерализации, модернизации и демократии бессмысленны.
От крестьянства к разделению
Крестьянская реформа разрушила уже и без того заметно ослабевшую к этому времени связь между дворянством и крестьянами. В умах высшего сословия закрепилась мысль о неосознанности и неспособности земледельцев к свободной жизни — это помешало формированию единой национальной идентичности, которую, как матрешку, не купишь. Рабство — это живой культурный маркер, унаследованный и передаваемый другим поколениям. Перестав существовать как социальное явление, оно приобрело символичный статус. Речь идет о расовой категоризации населения, структуре семьи, отношении между полами, верованиях, предрассудках.
Только к 1981 году крестьяне стали получать паспорта с 16 лет наравне с другими социальными группами. То есть, за десять лет до падения советской власти хотя бы формально крестьянство получило равные права! Это ситуация ярко отражает рабскую ментальность: отсталость и неспособность бороться за себя.
Армейское крепостничество
При формировании войск Петр I позаимствовал у шведов систему рекрутства, когда жители должны были поставлять определенное количество солдат. Но если в Швеции эта инициатива обуславливалась нехваткой финансов, небольшой численностью населения и отсутствием крепостных, то в России она оказалась колоссальным ресурсом по «выкачиванию» людей из деревни. И победе в Полтавской битве мы обязаны тем, что русских солдат было в десять раз больше, чем шведов. Давно назрела необходимость модернизации армии, но до сих пор крепка традиция крепостничества, заключающаяся в постоянном принудительном наборе и содержании огромного числа военных.
Back to USSR
В советское время положение наемных рабочих мало чем отличалось от рабов в Гулаге. Они не могли самостоятельно покидать завод, к которому были приписаны, менять прописку и каждую осень отправлялись на сбор урожая в колхозы. Здесь приходилось жить в бараках, холоде и голоде — настоящая эксплуатация людей.
Пора действовать
Больше всего нас должно тревожить нарастание ксенофобских настроений, с которыми уже сталкивались царская Россия и Советский Союз. Реформировать жизнь страны будет сложно, если мы не перестанем рядиться в кафтаны, изображать из себя бравых гусаров и чеховских героинь и внимательно не посмотрим на драматическую историю России, связанную с рабством. Правильная идентификация поможет по-другому сформулировать задачи личной, социальной и политической жизни.
Подготовила Елена Михеева