Советская киноклассика в Лондоне: «Мочалкин блюз» на Oxford Circus
30/05/2018 12:00

Советская киноклассика в Лондоне: «Мочалкин блюз» на Oxford Circus

елена лео
интервью
кино
киноклассика
культура
СССР
фильмы

В центре Лондона в кинотеатре Regent St Cinema до 27 июня проходит фестиваль российского кино Kino Klassika. В программу вошли ленты, хорошо знакомые тем, кому за 40: «Игла», «Доживем до понедельника», «Не болит голова у дятла». О том, почему на фестиваль стоит идти всем поколениям русскоязычного Лондона, «Англии» рассказала Джастин Уоддэлл — киноактриса и директор фестиваля Kino Klassika.

— Давайте сразу о главном: зачем вы затеяли такое дело — показывать в Лондоне советские и российские фильмы 60-90-х годов?

— У советских режиссеров того периода были большие амбиции. Многие известные в России фильмы британский зритель не видел ни разу. Нам, как организаторам фестиваля, очень хотелось показать всю глубину и многообразие кинематографа СССР: от Прибалтики до Казахстана. Даже в России сегодня вы вряд ли найдете DVD «Долгого прощания» Киры Муратовой или ленты «Не болит голова у дятла» Динары Асановой, несмотря на то, что она — выдающийся режиссер и влиятельный участник ленинградского арт- андеграунда 70-х.

 — Фестиваль проходит уже второй раз, и это, кажется, не единственный ваш проект.?

— Kino Klassika (www.kinoklassikafoundation.org) — это зарегистрированная в Великобритании благотворительная организация. Вся наша деятельность направлена на распространение информации о кинематографе России и Восточной Европы. Яркий пример — двухгодичная программа мероприятий, посвященных Сергею Эйзенштейну, кульминацией которой стал концерт в честь юбилея Октябрьской революции. В «Барбикане» демонстрировали фильм С. Эйзенштейна «Октябрь» в сопровождении Лондонского симфонического оркестра. Программа фестиваля прошлого года рассматривала на экране сто лет истории революции, а в этом году мы показываем провокационные и остроумные ленты, которые появились как раз перед крахом СССР.

Показ фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь» проходил в сопровождении Лондонского симфонического оркестраю Фото: Alexander Kissel

— На показах «Киноклассики» в зале можно увидеть много молодежи — почему им интересен такой кинематограф?

— Мне кажется, аудитория разных поколений жаждет необычного кино, поэтому наш фестиваль так популярен. Мы стараемся показать фильмы в их оригинальном формате — 35 мм, на что молодежь реагирует как на виниловые пластинки — им кажется, что это круто и необычно.

— Вы — знаток русского кинематографа. Что вы советуете посмотреть тем, кто вообще не знаком с русским кино?

—  Я всегда рекомендую посмотреть «Броненосец „Потемкин“ или „Стачку“ Эйзенштейна, но обязательно под живое музыкальное сопровождение, тогда фильм приобретает собственный голос. На одном таком показе мы задействовали волонтеров из зала, которые импровизировали прямо на сцене — мы все были загипнотизированы! А еще стоит посмотреть шедевр постмодернизма — фильм „Асса“. Мне очень нравится саундтрек этой ленты. Кстати, из-за обилия сленга к „Ассе“ очень сложно было делать субтитры: как бы вы перевели на английский „Мочалкин блюз“?

— Все фильмы фестиваля идут с субтитрами — к вам действительно на показы идут англоязычные зрители?

— Да, к моей радости наша аудитория состоит наполовину из англоговорящий публики. Мы не делаем фестиваль для россиян, которые соскучились по старому кино — это по-настоящему международное событие.

— Не хочется быть пессимистом, но отношения между Россией и Великобританией дали трещину и к русским относятся настороженно. У вас не возникало сложностей при организации кинофестиваля в этом году?

— Нет, все прошло гладко, и я этому даже удивилась! Люди по-прежнему с энтузиазмом принимают участие в проекте. Мне показалось, что партнеры и друзья старались нас поддержать даже еще больше, чем прежде. Все дело в личных отношениях, которые продолжают работать, несмотря на политику. Мы тесно сотрудничаем напрямую с киностудиями, киноархивами и режиссерами, которые сами помогают нам достать необходимый материал.

— По какому принципу составлена программа фестиваля?

— В этом году над программой работал Константин Павловский — киноредактор издания «КоммерсантЪ Уикенд». Я доверяю его вкусу и знаниям в области кино. Выделить какой-то фильм — это как выбрать любимого ребенка! Я рада, что сбылась моя мечта — представить англоязычной аудитории ленту «Игла», чья эстетика до сих пор выглядит свежо и современно. Я считаю ее русским «Криминальным чтивом» 80-х. «Курьер» мне чем-то напоминает «Клуб „Завтрак“ Джона Хьюза.  „Легко ли быть молодым“ —  красивая и в чем-то документальная лента, которая берет за душу. Недавно мы показали „Доживем до понедельника“ — фильм с невероятной харизмой. В зале стояла абсолютная тишина, зрители были заворожены происходящим на экране.

Фестиваль открыл режиссер Отар Иоселиани, и концовка будет не менее впечатляющей: 20 июня на показ «Иглы» в Лондон приедет режиссер Рашид Нугманов.  В программе много фильмов режиссеров-женщин, творческий голос которых — большая и удивительная часть истории советского кинематографа. Британский зритель впервые увидит ленту Динары Асановой из архива Госфильмофонда «Не болит голова у дятла». Показ будет сопровождаться беседой с профессором Оксфордского университета Катрионой Келли. Она посвятила Асановой целую главу в книге о киностудии «Ленфильм».

— Вы снимались в фильме Александра Зильдовича «Мишень». Процесс съемок в России чем-то отличался от того, к чему вы привыкли?

— В России я чувствовала себя как Алиса в Стране чудес, словно я упала в кроличью нору — все было вроде бы, как всегда, но в то же время — совсем по-другому. Главное счастье от съемок — встреча с потрясающими людьми Владимиром Сорокиным, Леонидом Десятниковым, Татьяной Парфеновой, которые остаются по сей день моими близкими друзьями.

Основательница «КиноКлассики» Джастин Уоддэлл и Метью Стивенсон из галереи Pace на выставке рисунков Сергея Эйзенштейна организованной «Киноклассикой». Фото: Annabel Moeller

— Вы следите за современным российским кинематографом?

— Конечно! Недавно я вернулась с Каннского кинофестиваля, где показывали ленты Константина Серебренникова из России, Сергея Дворцового из Казахстана и Сергея Розницы из Украины.

— Что вам известно о деле Серебренникова? Как вы думаете, должна ли мировая культурная элита требовать освобождения режиссера?

— Я не знаю деталей этого дела, об этой трагической ситуации мне известно в общих чертах. Я считаю, что известные в сфере кино люди должны всегда использовать свое влияние для того, чтобы обеспечить свободу творчества и личную свободу для режиссеров, актеров и сценаристов во всем мире, а не только в России.

Беседовала Елена Лео

Купить билеты на показы можно на сайте Regent Street Cinema

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024