В авангарде трех эпох

В авангарде трех эпох
//flickr.com/photos/mazanto

Лучшие выставки этой зимы объединяет изобилие узнаваемых шедевров и новаторство каждого из художников

Мантенья и Беллини

Даты: по 27 января

Место проведения: Тhe National Gallery, Sainsbury Wing, Trafalgar Square, London WC2N 5DN

Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, по пятницам с 10:00 до 21:00

Стоимость билетов: с понедельника по пятницу – £14, в субботу и воскресенье – £16

Плохих экспозиций в Национальной галерее не бывает, и выставка «Мантенья и Беллини» — лишнее тому подтверждение. Андреа Мантенья и Джованни Беллини — ровесники, друзья и близкие родственники (Мантенья был женат на сестре Беллини). Оба жили и работали в 15-м столетии. Мантенья в зрелом возрасте прославился как придворный живописец при дворе герцогов Гонзага в Мантуе, а Беллини — как  наставник Тициана и художник, работавший по заказам церквей в Венеции. Но за долгие годы дружбы они многое позаимствовали друг у друга в манере письма. Случалось, в рамках эксперимента и поиска своего стиля они целенаправленно писали картины — каждый свою — на один и тот же сюжет, с теми же основными персонажами и часто почти идентичной композицией.

Photo by de.wikipedia.org

Двух основоположников Ренессанса принято сопоставлять друг с другом, и основная идея нынешней выставки также именно в сравнении. Для нее собрали «парные» полотна — картины двух мастеров на один сюжет — и поместили их рядом, благодаря чему наглядно видно, насколько похожими и насколько разными были эти замечательные художники. Картины пришлось собирать по одной со всего мира, поэтому экспозиция включает множество loans — экспонатов, взятых на время в других галереях. Объединить их в таком внушительном объеме удалось впервые.

Photo by commons.wikimedia.org

Выставка состоит из шести частей. Первая посвящена итальянским городам Падуе и Венеции, где живописцы начинали работать, вторая охватывает период, когда Мантенья и Беллини сотрудничали ближе и полнее всего, учась друг у друга, третья посвящена популярной в итальянском искусстве теме Рietà (словом рietà обозначали произведения, изображающие мертвое тело Христа сразу после казни). Еще два зала занимают пейзажи и портреты, а последняя часть — картины на античную тематику.

 

Климт/ Шиле

Даты: по 3 февраля 

Место проведения: Royal Academy of Art, The Sackler Wing of Galleries, Burlington House, London

Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, по пятницам с 10:00 до 22:00

Стоимость билетов: £16-18 

Вторая выставка тоже объединяет двух художников-основоположников – учителя и ученика, или новатора и его последователя. И Климт, и Шиле работали в Вене, которая в конце 19-го столетия была в числе тех городов, где рождался новый стиль в искусстве — модерн. Густав Климт считается одним из его создателей. Рисовал он в основном человеческое тело, но в модернистской манере и принятых до него классических канонов изображения не придерживался. Женщины на его рисунках вместо «академической» отстраненной красоты обладали живыми чертами и появлялись такими, какими художник их видел — несовершенными, беременными, больными, но наделенными при этом огромной дозой сексуальности. Сочетание кажется провокативным даже сейчас, а в 19-м столетии такой подход сразу вызвал скандал.

Photo by de.wikipedia.org

Эгон Шиле пошел еще дальше, подняв принципы Климта на новую высоту. Позже этот стиль выделят в самостоятельный жанр и назовут экспрессионизмом — художественным выражением максимальной эмоциональности. Лица и фигуры на картинах Шиле еще условнее и еще чувственнее. Запреты он тоже нарушал еще охотнее учителя — современники называли его работы не эротическими, а порнографическими, а самого Шиле европейские газетчики прозвали «венским порнографом». Накал страстей подогревался скандальным образом жизни и редкостной художественной одаренностью «порнографа», которую признавали даже самые неуступчивые критики.

Photo by commons.wikimedia.org

Два «разрушителя устоев», несмотря на разницу в возрасте, многому научились друг у друга, подхватывая и развивая новые идеи. Экспозиция охватывает разные периоды их творчества и включает около 100 рисунков. Выставка привозная, организована музеем Albertina в Вене и в Лондон попала в рамках выставочного тура. Для похода с детьми она не подходит — слишком много откровенных изображений, да и консервативному человеку тоже лучше выбрать какую-то другую экспозицию. Самая примечательная вещь — скетчи Климта к циклу картин «Бетховенский фриз», который считается одним из самых лучших его произведений, и знаменитые портреты Шиле.

 

Photo by de.wikipedia.org

Эдвард Берн-Джонс

Даты: по 24 февраля 

Место проведения: Тейт Британ, Millbank, London SW1P 4RG

Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00

Стоимость билетов: £18

Эдвард Берн-Джонс — один из классиков британской живописи, но при жизни его считали авангардистом. Он долго состоял в появившемся в середине 19-го века Братстве прерафаэлитов. Члены Братства пропагандировали возвращение к стилю живописи, принятому в эпоху Раннего Возрождения, то есть до принципов, развитых Рафаэлем и надолго закрепившихся в академическом искусстве (отсюда происходит название «прерафаэлиты»). Берн-Джонс разделял их ценности, но создал свою манеру письма, где традиции Раннего Возрождения сочетались с новыми техниками, привнесенными зарождавшимся модерном. Ну а увлечение Средневековьем, страсть к британской мифологии и богословское университетское образование дополнили историю, породив очень необычный, узнаваемый стиль.

Photo by commons.wikimedia.org

Берн-Джонс также прославился как иллюстратор, театральный декоратор и изготовитель витражей, ковров, мебели и ювелирных изделий, и в нынешней экспозиции галереи Тейт представлены почти все его увлечения. Особое внимание стоит обратить на картины из галереи Гросвенор — там проходили выставки полотен Берн-Джонса при его жизни. Этот раздел включает самые знаменитые работы мастера, в том числе картину «Король Кофетуа и нищенка», за которую автор получил орден Почетного легиона на Всемирной выставке в Париже.

Photo by commons.wikimedia.org

Так же знамениты две представленные серии, выделенные в отдельные залы, — «Персей», посвященный подвигам героя древнегреческой мифологии, и «Шип розы» — берновская версия сказки братьев Гримм о Спящей Красавице. Отдельная радость — последний зал, где можно посмотреть изумительные витражи, необычные ковры, а самое главное — невероятные иллюстрации Берн-Джонса к легендам о короле Артуре и произведениям Чосера.  

Photo by en.wikipedia.org

Подготовила Елена Чернова

 

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked with *

Cancel reply

This site uses cookies and different analytics technologies to monitor how you interact with our Website or obtain data from third parties and collect your browser technical configuration data. Please visit our privacy policy to find more information about cookies.