Почему всем стоит смотреть «Чернобыль»
29/05/2019 10:44

Почему всем стоит смотреть «Чернобыль»

кино

«Чернобыль» (Chernobyl)
Создатель: Крэйг Мазин
США, Великобритания, 2019 год

26 апреля 1988 года. Валерий Легасов (Джаред Харрис) надиктовывает свои выводы о трагедии на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС), обвиняя советскую власть в попытках скрыть правду ценою здоровья и жизни своих граждан. Закончив запись, Легасов спрячет кассеты в укромном месте в подворотне, вернется домой и повесится.

Действие сериала перепрыгивает на два года в прошлое — к разрушению реактора на четвертом энергоблоке ЧАЭС. В последующие минуты и часы после аварии персонал будет суматошно разбираться в том, что же произошло на АЭС, отказываясь верить в то, что реактор полностью разрушен, а на земле валяются куски графита. Советская власть будет игнорировать заявления ученых (в том числе вышеупомянутого Легасова) и продолжать твердить, что на территории СССР невозможна катастрофа глобальных масштабов, а значит все идет по плану и эвакуировать жителей соседней Припяти нет никакой необходимости. Когда верхушка советской власти наконец поверит, что происходящее на ЧАЭС — беспрецедентная катастрофа, способная уничтожить миллионы человек, ученым придется быстро искать способы ограничить последствия катастрофы, а также разобраться в ее причинах и избежать новых аварий.

https://www.youtube.com/watch?v=s9APLXM9Ei8

Первоначально идея американско-британского сериала о чернобыльской катастрофе отдавала стандартной клюквой и балалайками, которые выглядели бы особенно плохо на фоне личных трагедий тех, кто работал над ликвидацией последствий аварии. Однако с первых кадров в квартире Легасова в глаза бросается идеальная работа художников-постановщиков, точно воссоздающих поздний СССР. В «Фейсбуке» уже обсуждают не только правильные кружки и хлебницы, но даже номера на машинах и автобусах, которые совпадают и с регионами, и с временным периодом. В своих интервью Мазин рассказывает о важности максимально точно воссоздать то время на экране, избегая ляпов, которые так бесят людей, выросших в этой культуре, — как можно рассказывать историю о последствиях покрывательства и вранья на государственном уровне и ценности правды, когда на экране ошибка за ошибкой?

В «Чернобыле» хватает и художественного вымысла: самым ярким примером, пожалуй, является героиня Эмили Уотсон, физик-ядерщик Ульяна Хомюк, которая в сериале играет собирательный образ всех советских ученых, помогавших разобраться в причинах аварии на ЧАЭС. Возможно, это не самое уважительное решение по отношению к тем, кто работал в Чернобыле, но создать несколько десятков убедительных и интересных персонажей в мини-сериале сложно (или даже невозможно), а Уотсон убедительна в роли пробивной советской женщины, которая молчать не станет и свою точку зрения будет отстаивать даже перед самыми упрямыми чиновниками.

Это противостояние между учеными с их фактами и правдой и государственной машиной в лице чиновников оказывается центральным конфликтом «Чернобыля». С самых первых сцен люди, наделенные даже минимальной властью, отрицают любую информацию, которая превращает ситуацию в Чернобыле из внештатной в катастрофическую. Главным вектором первых серий станет партийная формулировка о невозможности ядерной катастрофы мирового масштаба в СССР, а значит то, что кто-то увидел на земле графит, что все дозиметры зашкаливают и что у пожарных чудовищные ожоги — так это просто показалось, да и как вы смеете сомневаться в действиях партии? Государственное здесь важнее человеческого, панику сеять нельзя, телефонные провода стоит обрубить, из Припяти никого не выпускать. Мазин с удивлением следит за своими героями, которые ради поддержания великой советской мифологии готовы идти против тревожных сигналов и угрозы для жизни реальных людей, и пытается найти точку, где это мифическое советское мышление все-таки дает сбой.

Сложно сказать, насколько эта реакция именно советская: рассекреченные или «слитые» документы даже самых демократических стран показывают, что любое правительство готово скрыть, спрятать и замести под ковер информацию, которая портит светлый образ любимого государства, вызывает недоверие и сеет панику. Разница лишь в том, что в СССР конца 80-х не было свободной прессы, которая могла разнюхать, раскопать и рассказать, а до «Твиттера» тогда еще не додумались.

В тоталитарном режиме прятать неприятное всегда проще, но «Чернобыль» через советскую историю рассказывает о природе любой государственной мифологии, которая обречена потерять связь с реальностью человеческих жизней, и только внешнее давление и угроза полного разрушения мифа заставляет власть вновь обратиться к нуждам людей. Признание масштабов чернобыльской катастрофы и эвакуация Припяти начинаются только после того, как западные страны узнают о взрыве на ЧАЭС, и отрицание фактов, которые продолжают бить радиацией по гражданскому населению, теряет какой-либо смысл.

Тут-то на сцену выходит новый вид государственного величия, обещающего в лучших традициях супергероев решить сложившуюся проблему, предотвратить более страшные последствия и вернуть веру в уникальность родины-матери. Именно в этой точке государственное начинает нуждаться в человеческих ресурсах и подвигах. Последствия покрывательства и отрицания фактов должны расчищать обычные советские ученые, работники электростанции, шахтеры, медперсонал и пожарные, которые понимают, что их конкретный поступок спасет сотни и тысячи жизней. «Чернобыль» одновременно рассказывает об ужасах вранья ради идеи и героической самоотверженности ради реальных людей.

Подготовила Юлия Юзефович


Послушать очень интересные подкасты с режиссером по каждой серии можно тут (на английском):

https://www.youtube.com/watch?v=rUeHPCYtWYQ

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024