«Отава Ё»: русский фолк завоевывает мир
13/11/2019 17:44

«Отава Ё»: русский фолк завоевывает мир

культура

27 сентября этого года состоялся международный релиз седьмого по счету альбома «Do You Love?» группы »Отава Ё», самого известного за рубежом российского фолк-фьюжн коллектива.

Русскоязычная версия пластинки с названием «Любишь ли ты?» вышла годом ранее. Альбом долгожданный — предыдущий был выпущен почти пять лет назад. В него вошли как новые треки, так и уже обкатанные мировые хиты группы.

В частности, песня «Сумецкая» — залихватское видео с плясками так называемых «бузников» уже набрало более двадцати семи миллионов просмотров на Youtube. Также в альбоме есть трек с сингла 2017 года «Ой, Дуся, ой, Маруся», клип на который получил несколько престижных премий, в том числе международных.

Не герметичная, но и не упрощенная в угоду широкому слушателю, живая, обращенная в современную музыку с мощной энергетикой, русская народная песня — это все «Отава Ё». Музыканты группы легко используют не только традиционные инструменты, такие как гусли авторского изготовления, уникальную разновидность русской дудки или деревянную флейту калюку, но и волынку, скрипку, банджо и даже электрогитару. Русские песни и частушки неожиданно пришлись по душе и соотечественникам, и слушателям со всего мира.

В трек-листе выступлений «Отава-Ё» есть даже лезгинка: слава свалилась на коллектив после премьеры клипа на Youtube. Остроумное повествование, небанальные сценарии видео, написанные лидером группы Алексеем Белкиным и Всеволодом Алехиным, в синергии с завораживающей кинематографичностью видеоряда; лиричная, но в то же время очень харАктерная игра на скрипке и цепляющий вокал Юлии Усовой, да и великолепная работа остальных музыкантов дают тот самый драйв, которого порой так не хватает «тяжелому» или, наоборот, чрезмерно академичному фолку.

Питерская группа существует в мало изменившемся составе вот уже больше пятнадцати лет. Они прошли путь от уличных выступлений (альбом «Под аптекой» посвящен этому периоду) и исполнения преимущественно кельтской музыки до экспериментов с русской традиционной песней, выступлений на международных фолк-фестивалях и сольных концертов по всему миру.  Карта их гастрольных маршрутов раскинулась от Японии до Норвегии, охватив более чем 30 стран мира. 

Название группы происходит от старославянского слова, означающего траву, вновь прорастающую побегами через несколько недель после покоса. Самая обычная трава — растет ли она у вас на заднем дворе или же по обочинам дорог. А Ё добавилась как протест барабанщика Петра Сергеева против того, что при замене паспорта из его имени исчезла эта самая буква.

На Запад!

Музыканты не ставили себе изначально задачи культурной экспансии, но, по факту, международный релиз альбома «Do You Love» — ее кульминация с использованием новой артиллерии и проверенных годами «таранов». 

Несмотря на то, что поют «Отава-Ё» только на русском языке, почитателей со всего мира это не смущает. По словам участников группы, в других странах к ним на выступления приходят в основном иностранцы, русскоязычных среди зрителей мало. В комментариях к концертным видео и клипам можно встретить отзывы в духе «совсем не понимаю, о чем поют, но круто».

Участники группы выглядят нарочито небрежно и китчево — шапки-ушанки, майки-алкоголички (сами они предпочитают говорить, что это просто удобно), хотя и косоворотки тоже носят. Но это не лубок, не треш и не матрешка-стайл.

Стереотипных медведей да водки в их клипах и на сцене вы не увидите. Зато вам покажут, например, русскую мужскую пляску с бревном в исполнении коллектива «Буза». Возрастных ограничений на  музыку «Отава-Ё» нет, на их концерты люди приходят всей семьей.

Музыканты и вне сцены, по их заверениям, стараются вести примерный образ жизни: не пьют, не курят, русский матерный не используют. При этом на этнографически точную реконструкцию традиционных песен, плясок, музыки и даже образа жизни они не претендуют. Они просто так живут. 

Калинка, да не малинка

Микс из непохожих друг на друга девяти народных песен в альбоме «Do You Love?» повествует о простой жизни в русской деревне и ее обычаях в легком, юмористическом ключе, но затрагивает и такие вечные темы, как семья, любовь, честь.

Обложка альбома — кадр из клипа на песню «Oh, Dusya my Marusya» — оммаж легендарной фотоработе первопроходца цветной фотографии Прокудина-Горского, изображающей крестьянских девушек из деревеньки у реки Шексна.  Сама песня — это история поиска фольклорных жемчужин в исчезающих деревнях России, которые покидают жители в поисках лучшей жизни. Клип с восемью миллионами просмотров на YouTube выиграл Best Music Award в Нью-Йорке на Фестивале независимого кино 2017 года.

Видео деревенской свадьбы к еще одному треку с альбома «Как на горке на горе» («Once Upon a Time On a High Hill») снимали в местечке под Ленинградской и Вологодской областями. Сюжет — невеста решается рассказать отцу о будущем замужестве только после того, как уже сыграли свадьбу. Клип получил премию Best Music Video в Лос-Анджелесе на кинофестивале в 2018 году и премию как «лучшее иноязычное видео» на California Music Awards в 2019-м.

Лидер группы, говоря о заглавном треке альбома «Любишь ли ты?», отмечает, что эта малоизвестная народная песня очень важна для группы, так как она рассказывает о базовых человеческих ценностях. Любовь к родителям, к детям и родине. Универсальная песня о неизменно важном для каждого, к какому социальному слою ты бы ни принадлежал и что бы ни происходило вокруг.

Лиричная «Maidens Have Sown the Flax» («Посеяли девки лен») и разбитная Brooms («Метелки»). Энергичный этно-рок «The Ruby Rose Bush», ну как же обойтись без ягоды-калины! Треки под любое настроение — не случайный набор песен. Цельность альбома, пусть это и уже уходящая концепция в музыкальной индустрии, очевидна при первом же прослушивании. Есть из чего выбрать. И хочется надеяться, что в плотном гастрольном графике группы все же найдется место для посещения нашего славного острова.

Подготовила Мария Акопова

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024