«Великая» иллюзия

«Великая» иллюзия

«Великая» (The Great), сериал, Австралия-Великобритания, 2020-…

Стриминг Hulu представил долгожданный сериал «Великая» об императрице Екатерине, Петре III и России XVIII века. Сказка, как водится, ложь, но намеков в ней хоть отбавляй. И многие из них невероятно смешные.

Западные СМИ поспешили сравнить Екатерину из сериала «Великая» с матерью драконов Дейнерис из «Игры престолов». Дескать, Дейнерис тоже сначала наивная девушка, отношения с мужем непростые, а потом она «прокачивается» и начинает сеять ужас, желая принести в мир любовь и процветание.

 Но кажется, что сюжетно героиня «Великой» куда ближе к Грэйс из «Догвилля». Сама доброта, она подверглась многочисленным издевательствам в маленьком условном городке, чтобы потом покарать местных жителей ради всеобщего блага. 

Россия в сериале Тони Макнамары еще более условная, чем Англия XVIII века в нашумевшей исторической драме «Фаворитка», для которой он тоже писал сценарий. Более того, персонаж Эммы Стоун таинственным образом перевоплотился в Екатерину в исполнении Эль Фаннинг, звезды с амплуа тихого омута и безупречными аристократическими манерами. Эти блондинки невероятно схожи, а то, что рядом с ними в обоих проектах оказывается Николас Холт со своей великолепной клоунадой, усиливает рифму между фильмами. Хотя «Великая» в большей степени фарс в сторону «Смерти Сталина», «Кролика Джоджо», а иногда и монтипайтоновских шаржей. 

Здесь все вывернуто наизнанку: эдакое русское зазеркалье, в котором факты перемешаны с самыми дикими допущениями, но главная линия при этом до неприличия серьезна и даже трагична. 

Например, Петр III: Холт играет его инфантильным, придурковатым, но невероятно наглым и избалованным русским детиной, любителем поорать с друзьями песни, побить посуду, пострелять по людям и зверям от скуки и побаловаться с женщинами любых возрастов.

 В одной из сцен сообщается, что девственности он лишился в 11 лет с французской куртизанкой. Страна с рабской покорностью терпит его выходки, воюет со Швецией, изнемогает от нищеты, народ, включая вельмож, невежествен и запуган. Никому не приходит в голову сопротивляться, все как мантру повторяют, что все так, как было заведено в старину. 

А Петр озабочен тем, что его отец был Петром Великим, а он пока Петр-никакой, Петр-ничто, и все неуклюжие попытки исправить это заканчиваются провалом. Зритель, который учил в школе историю, конечно, знает, что Петр III был внуком того самого Петра, но сам он русскому так толком и не выучился (да и не хотел), а со Швецией не только не воевал, но даже чуть не взошел на ее престол. Чтобы оценить абсурдистский юмор сериала, стоит перечитать про Петра и Екатерину: там много любопытного, включая тот факт, что они были родственниками, и не очень-то дальними.

Попав в рассадник порока, начитанная, но совсем не знающая жизни немецкая принцесса Августа, которую сразу для удобства зовут Екатериной, сразу сталкивается с тем, что жениху она совсем не интересна. Он занят концепцией собственного величия и почти все время проводит во всевозможных забавах. Супруга ему необходима только для рождения наследника, но с этим дело как-то не ладится. Здесь в принципе ни у кого ничего не ладится, при дворе просто полный хаос, безграмотность, низкопробные интриги, блуд и насилие. Про Екатерину, например, сразу пускают слух, что до замужества она сношалась с конем, и все в это сразу верят. А она, как Чацкий на балу, безуспешно пытается декларировать напомаженным дамам сочинения французских просветителей.

Это история женщины, которой пришлось стать сильной, классический сюжет эпохи феминизма, #metoo и дела Вайнштейна. Брак с Петром для Екатерины – словно очередное дело харассмента, да еще и с избиениями, которым временами подвергаются она и ее верная служанка, ее лучшая подруга, единомышленница и – подельница. Они ведь с парочкой вольнодумцев замышляют бунт, хотят свергнуть царя, установить в стране такой режим, что хваленая американская независимость покажется всем страшным анахронизмом. 

Только Екатерина быстро усваивает, что в выборе средств ей нельзя быть щепетильной. По сути она склоняется в сторону русской революции за полтора века до нее, как персонажи «Голливуда» в 40-е годы устраивают скандал в духе поздних 80-х. 

Екатерина внутренне одинока, молода, умна и с самого начала верит, что ей суждено стать Великой. Не ее жалкому мужу унаследовать этот статус, а ей. Смех смехом, а в какой-то степени, похоже, так оно и было.

Первый сезон (похоже, второй тоже теперь обязан появиться) рассказывает только о первых годах жизни императрицы в России. Может быть, ему не всегда хватает визуальной смелости – того же «Голливуда» или первых сезонов «Игры престолов», раз уж вспомнили про Дейнерис. 

Сериал менее провокационный, потому что снимался не для России, где сама тема для многих красная тряпка, а для всего мира, для которого это рассказ о подавленной тоталитарной властью державе. Американцам эксцентричное поведение Петра напомнит вовсе не Путина, а кого-то поближе, из своих.  

Еще это история о том, как с волками приходится выть по-волчьи, стараясь остаться человеком. Ну и Екатерина Великая – это образец женщины, сочетающей любовь к клубнике и смазливым юнцам с гибким умом, благородством и несгибаемой волей.

 На «Томатах» рейтинг сериала растет с каждым днем. Хороший показатель для российской тематики, которой и так уже Запад в последнее время слегка перекормлен.

Сергей Сычев

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked with *

Cancel reply

This site uses cookies and different analytics technologies to monitor how you interact with our Website or obtain data from third parties and collect your browser technical configuration data. Please visit our privacy policy to find more information about cookies.