Закончились «Кинотавр» и Московский международный кинофестиваль — в этом году они, как обычно, проходили один за другим, но только не летом, а осенью, из-за локдауна. Эти фестивали концентрируют большую часть лучшего российского кино года, формируя тренды или обозначая существующие тенденции. Вот несколько главных фильмов обоих фестивалей. Многие из них скоро выйдут онлайн.
Юрьев — выпускник легендарной мастерской Алексея Учителя во ВГИКе. Его однокурсники уже давно представили миру свои полные метры, а общее количество их призов исчисляется сотнями. Достаточно сказать, что на прошедшем Венецианском кинофестивале дебютный «Kitoboy» соревновался с «Конференцией» однокашника Юрьева (об этой работе Ивана Твердовского читайте ниже) в программе «Венецианские дни». И победил, получив главный и единственный приз. А потом еще на «Кинотавре» отметился: у фильма приз за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль (Владимир Онохов).
Это очень простая история о том, как чукотский юноша влюбился в американскую интернет-проститутку (Кристина Асмус). Он ее видит, она его — нет (потому что чат работает в бесплатном режиме), и чувства в молодом сердце кипят все сильнее. Однажды юноша понимает, что должен отправиться за своей зазнобой через Берингов пролив; в пути его ждут удивительные и опасные приключения. Онохов, как и все остальные люди, сыгравшие жителей рыбацкой деревушки, обыкновенный чукча, непрофессиональный актер, от которого Юрьев за два месяца работы добился кинематографического совершенства.
«Класс коррекции», «Зоология», «Подбросы» — у Твердовского что ни фильм, то громкий скандал. «Конференция» исключением не стала. Сюжет таков: в центр на Дубровке приезжает монахиня, чтобы арендовать его для странного мероприятия. Она приглашает туда вечером всех, кто был на «Норд-Осте» во время теракта. В зале рассажены надувные манекены, изображающие жертв террористов, и живые люди среди них выглядят диковато. Монахиня предлагает провести что-то вроде перфоманса — вспомнить подробно все детали тех дней, когда обычные московские семьи оказались заложниками на спектакле.
Твердовский перемежает трагедию с фарсом, вымышленное с документальным. В зале сидит актер Филипп Авдеев, который реально был на «Норд-Осте» и сбежал оттуда. А мероприятие между тем приходят разгонять администрация и менты. Все — к давней концепции Твердовского о вечной вине матерей перед детьми, предательстве взрослых и их тотальном лицемерии. У фильма приз за лучший сценарий на «Кинотавре».
На «Кинотавре» Давыдов победил в конкурсе, да еще и удостоился приза Гильдии киноведов и кинокритиков, а выбор жюри и прессы редко совпадает. Но тут явный тренд: якутское кино не первый год производит фурор на фестивалях. У себя на родине оно уже составило какую-то самостоятельную мини-индустрию. Там свои звезды, большая жанровая палитра и характерная эстетика, объединяющая европейское и азиатское кино.
Дмитрий Давыдов — учитель начальной школы, который давно превратил кино из хобби в профессию, но преподавать тоже не бросил. В «Пугале» он рассказал историю женщины средних лет, у которой есть дар исцелять людей через прикосновение телом. Ее ненавидят и боятся местные, она агрессивна и вечно пьяна, но, случись что, к ней идут все — чтобы потом постараться поскорее забыть о ее услугах. Получилась страшная сказка-притча. В главной роли — певица Валентина Романова-Чыскыырай (на YouTube выложено много ее песен), это ее актерский дебют. На «Кинотавре» она получила приз за лучшую женскую роль.
Зайцев прежде был известен широкому зрителю как автор прекрасных фильмов о первой любви «Бездельники» и «14+» (последний, пожалуй, один из лучших фильмов на эту тему за всю историю российского кино). Но он еще и титулованный документалист, режиссер фильмов о войне — именно из них выкристаллизовался сияющий льдинками «Дневник», в основу которого легли живые свидетельства блокадников.
Главная героиня — Ольга Берггольц. Сначала она на наших глазах тащит через замерзший город тело мужа, чтобы похоронить, а потом идет по трещащим от стужи улицам к отцу, чтобы проститься с ним, перед тем как тихо умереть. Перемежая германовский реализм и сокуровскую сюрреалистическую поэзию, Зайцев читает закадровый текст, пока в кадре происходит нечто за пределами человеческого восприятия. Замотанные в тряпки серые существа, отдаленно напоминающие людей, бродят среди разбросанных по городу покойников, сверкая еще живыми глазами. И чем документальнее повествование, тем сложнее в это поверить. Фильм получил главный приз ММКФ.
Для Тодоровского возвращение к эстетике его лучших фильмов, прежде всего «Страны глухих», прошло мучительно, но ярко. А проводником стал Максим Суханов, который в том фильме был юродивым гангстером, а здесь превратился в жутковатого властного гипнолога с профессорской степенью. Этот фильм — российский ответ «Мастеру» Пола Томаса Андерсона, а заодно и триллер с финчеровскими нотками.
Главный герой — школьник с давним лунатизмом, который никак не могут излечить. Встреча мальчика со светилом гипноза проходит неожиданно: тот предлагает быть ему скорее другом, чем пациентом, а потом заставляет сомневаться в реальности всего происходящего. Сон уже мало отличается от яви — и девушка, в которую влюбляется главный герой, возможно, просто больная фантазия, от которой необходимо излечиться. Суханов тут часто играет в кадре за десятерых, поэтому и зритель сам тоже временами не знает, спит он сам перед экраном или уже проснулся.