«Гамильтон» – мюзикл-феномен
30/01/2021 20:24

«Гамильтон» — мюзикл-феномен

культура

В то время, когда лондонские театры снова закрыты, устроить себе идеальный театральный вечер можно с помощью подписки на Disney+: именно на этом канале доступен для просмотра мюзикл «Гамильтон». Ручаюсь, многие из читателей «Англии» уже успели побывать на нем в Victoria Palace Theatre. Я сама посмотрела его почти два десятка раз — так он мне нравится. 

Чем же интересен «Гамильтон»? (Ведь дело не только в хайпе и возможности похвастаться друзьям, что ты уже посмотрел самый популярный спектакль последних лет?) Мне кажется, важную роль в популярности мюзикла сыграли выбор героя — исторического персонажа Александра Гамильтона, фигура автора мюзикла (он же первый исполнитель роли Гамильтона) — Лин-Мануэль Миранда и то, каким получился «Гамильтон», то есть спектакль как концепция.

Попробуем рассказать по порядку.

Личность

Александр Гамильтон — первый министр финансов США, изображенный на десятидолларовой купюре. Современные американцы так мало знали о нем, что дизайн купюры уже готовились изменить, но благодаря популярности мюзикла это решение пересмотрели.

Иммигрант с Карибских островов, незаконнорожденный сын, оставшийся сиротой в одиннадцать лет, Александр стал участником Войны за независимость и личным помощником Вашингтона, мужем Элизы Скайлер и отцом восьми детей, основателем Банка Нью-Йорка и членом первого американского правительства, автором многочисленных статей об американской конституции и 90-страничного описания собственной измены жене, а также участником самой знаменитой в истории Америки дуэли.

Автор

Даже несмотря на все перечисленные факты, биография одного из политиков двухсотлетней давности многим показалась бы довольно неподходящей для того, чтобы лечь в канву спектакля. Но Лин-Мануэль Миранда (кстати, тоже уроженец Карибских островов), прочитав десять лет назад на отдыхе книгу Рона Чернова об Александре Гамильтоне, решил взять жизнь первого министра финансов США за основу своего следующего мюзикла. К тому времени за плечами у Миранды была уже довольно успешная бродвейская премьера мюзикла In The Heights, рассказывающего о жизни жителей квартала Washington Heights. Но все равно десять лет назад идея мюзикла с рэп-баттлами президентов казалась чем-то очень нишевым и сомнительным. 

Мюзикл

Пять лет спустя «Гамильтон» после триумфального проката в небольшом театре офф-Бродвей переехал на Бродвей, а потом вышел альбом, о котором осенью 2015-го говорил весь театральный мир. Альбом стал сенсацией. Билеты на первые полгода британской постановки разлетелись моментально — даже несмотря на то, что половину из них продавали как премиум-места по £200. Где-то через год билеты на показ стало добыть чуть проще, плюс в Лондоне, к счастью, цены не поднялись до уровня бродвейских (средняя цена билета на мюзикл в Нью-Йорке составляла около $500, а на сайтах перекупщиков цены в какой-то момент доходили до $2 тыс.). Но для британской столицы, как и для американской, «Гамильтон» стал особенным, даже культовым явлением.

Одиннадцать премий «Тони», Пулитцеровская премия, семь премий Оливье, «Грэмми» — мюзикл собрал просто шквал наград. И награждать его есть за что: «Гамильтон» идеален, как из палаты мер и весов. Эталонные тексты, насыщенные аллюзиями, отсылками, цитатами всего-всего — от Писания до рэп-хитов, — стильные и заставляющие задуматься.

Тексты настолько плотные, что в среднем со сцены звучит примерно 144 слова в минуту — и если бы их произносили так же медленно, как в остальных спектаклях, то «Гамильтон» шел бы в два раза дольше! Музыкальные темы, развивающиеся с персонажами, — рэп, госпел, r& b и даже брит-поп, а самые популярные исполняет король Георг. Стильные и лаконичные декорации, напоминающие и корабль, на котором юный Александр приплывает в Америку, и строительство новой страны и нации (обратите внимание, как перед вторым актом спектакля вырастают стены декораций, ведь Америка стала уже другой). Все, от игры света на полу до костюмов, от хореографии на вращающемся поворотном круге сцены до эффекта урагана, — каждая составляющая «Гамильтона» может считаться образцовой для тех, кто последует за ним.

Принципы кастинга

Еще один, может быть даже самый важный момент — это принцип кастинга на главные роли в постановке. Лин-Мануэль Миранда, написавший музыку и тексты к мюзиклу, подошел к вопросу очень нестандартно. История создания Америки, рассказанная народом Америки сегодняшней (так характеризует спектакль режиссер Томас Кайл), должна была быть рассказана не белыми артистами.

На роли старых белых мужчин зовут кого угодно, только не старых белых мужчин. Главные роли в постановках по всему миру исполняют артисты с африканскими, латиноамериканскими, азиатскими корнями, только на роль Георга III в труппу приглашают белого артиста. Непривычно? Да, сначала темнокожий двухметровый Вашингтон может вызвать у неподготовленных людей легкую оторопь. Но разве сейчас еще остались неподготовленные люди, готовые потратиться на билеты в театр, не зная ничего о постановке? Наверное, самая популярная строчка в спектакле — «Immigrants. We get the job done». Именно люди не белого цвета борются сейчас в своих странах за равенство и справедливость — так же, как боролись отцы-основатели за свою страну двести с лишним лет назад.

Еще один интересный режиссерский ход — двойной кастинг. Многие артисты исполняют в первом и втором акте разные роли. «Мы сражались с ним», — произносят они в открывающем номере. В первом акте «с ним» означает «на одной стороне с ним», во втором — «против него».

Важность для русской аудитории

Как ни странно, но спектакль и его герои очень близки русским зрителям. Впервые я задумалась об этом благодаря моей подруге Маше, которая целый год переводила «Гамильтона» с английского на русский в стихотворной форме. Как рассказывала Маша, ей очень хотелось, чтобы наши с ней соотечественники услышали в номере «One Last Time» решение президента оставить этот пост после двух сроков — не из-за того, что закон запрещает занимать пост дольше, а из желания подать пример последователям. Чтобы у недостаточно хорошо знакомых с английским языком был шанс когда-нибудь услышать эти песни и задуматься, как формируется нация, какой след люди оставляют после себя в истории, как далеко простираются любовь и дружба.

Мне кажется, читатели «Англии» смогут легко прослушать все это и на английском (а для тех, кто хочет проверить себя, а также узнать отсылки и цитаты в текстах, есть отличный сайт genius.com). Поэтому сейчас можно запланировать визит в Victoria Palace Theatre на лето (билеты уже в продаже, артисты просто рвутся вернуться к работе, и в Лондоне они не менее шикарны, чем на Бродвее), а пока посмотреть видеоверсию.

Профессиональную видеозапись «Гамильтона» сняли почти пять лет назад на Бродвее с участием оригинального состава. Видео планировалось выпустить в кинотеатры ближе к концу 2021 года, но пандемия и закрытие театров по всему миру повлияли на сроки, поэтому премьера и вышла на Disney+. Так что сейчас любую комнату можно превратить в room where it happens — и погрузиться в один из самых лучших мюзиклов десятилетия.

Подготовила Анастасия Глаголева

Комментарии
1
1. Гамильтон не был эмигрантом. Он переехал из одной британской колонии в другую. 2. Белое население в США до сих пор составляет большинство. Предки многих из них были отцами-основателями американского государства и солдатами континентальной армии. Я не думаю, что их бы порадовала новость о том, что белые актёры, и тем более белые мужчины, терпят дискриминацию при найме на работу в этом мюзикле. Да, можно оправдать выбор актеров концепцией автора, но радоваться дискриминации, как Вы радуетесь в этой статье, некрасиво. 3. Партия Гамильтона придерживалась антиэмигрантской платформы. 4. Лин-Мануэль Миранда, автор мюзикла НЕ является эмигрантом. Он родился в США. 5. Отец Миранды занимается предвыборными консультациями политиков, баллотирующихся от демократической партии. Партия эта закрывает глаза на миллионы нелегальных эмигрантов, переходящих американскую границу. Отцы и дети не обязательно придерживаются одинаковых политических взглядов, но в данном случае истоки таких фраз, как Immigrants, we get the job done находятся не в биографии Гамильтона (и временно находящегося в Америке Лафайета) , а в политических приверженностях Миранды. Без сомнения, «Гамильтон» - его детище, и как автор, он может утверждать всё, что хочет. Автор этой статьи тоже может утверждать всё, что хочет, но исторические факты не подтверждают версию Миранды.
год назад
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024