Страсть к развалинам
07/04/2014 15:14

Страсть к развалинам

 

По какой-то сложно объяснимой причине человечество всегда привлекал вид руин, заброшенных развалин, а также самого процесса разрушения и упадка. Казалось бы, зачем смотреть на то, что явно говорит о тщетности всех человеческих усилий и достижений? Но человек — существо загадочное, и немцы в какой-то момент даже придумали специальный термин «Ruinenlust», который используется для обозначения того эстетического восторга, в который приходят и приходили люди при виде руин. Именно из этого немецкого термина появилось название новой выставки в Tate Britain, которое обыгрывает не только эстетический интерес, но и своеобразную обсессию, которую вызывают в человеческом сознании руины.

Организаторы выставки Ruin Lust начинают исследование этой удивительной страсти с XVIII века, когда в европейцах начал проявляться интерес к античным руинам. Особенно они завораживали художников романтического периода и художников-графиков, среди которых выделяется фигура Джованни Пиранези. Итальянский график таким образом пытался показать своим современникам величие древних цивилизаций, которое проявляется даже в заросших развалинах.

Однако в Великобритании очень скоро руины стали привлекать не только художников, но и  обычных британцев, что позволило поставить интерес к старинным руинам на службу коммерции. Архитекторы и дизайнеры тоже использовали этот интерес в своих интересах, и во многих британских садах, созданных в XVIII и XIX веке, появились искусственные развалины. Художники все чаще стали включать виды развалин в свои полотна, а такие живописцы, как Уильям Тернер в своих работах воспели не только античные, но также и местные британские руины. Многих британских художников, например, привлекал вид руин аббатства Тинтерн, которое находится на границе Англии и Уэльса. Их картины сделали это место особенно популярным и туда начали съезжаться туристы, которые совершали путешествие именно ради того, чтобы увидеть остатки аббатства воочию, и уже потом — чтобы прогуляться или устроить пикник.

В немецком языке есть еще один термин для руин: «Ruinenwert». Это слово описывает определенный концепт, по которому в проект строительства здания закладывается мысль о том, какие из него получатся развалины и как их можно сделать максимально живописными. Лучше всего этим термином можно описать картину Джозефа Ганди, на которой он пытался представить, как будут выглядеть развалины здания Банка Англии, которое было спроектировано сэром Джоном Соуном. Стоит отметить, что эту работу Ганди выполнял по заказу самого Соуна, которого, видимо, очень интересовало, как будет выглядеть спроектированное им здание после разрушения.

Художник Джозеф Ганди пытался представить, как будут выглядеть развалины здания Банка Англии, которое было спроектировано сэром Джоном Соуном. Стоит отметить, что эту работу Ганди выполнял по заказу самого Соуна.

Художник Джозеф Ганди пытался представить, как будут выглядеть развалины здания Банка Англии, которое было спроектировано сэром Джоном Соуном. Стоит отметить, что эту работу Ганди выполнял по заказу самого Соуна.[/caption]

Интерес к развалинам  не исчез с наступлением ХХ века, хотя и заметно снизился: настоящие, не декоративные руины, в которые был превращен мир после двух мировых войн, оказались зрелищем гораздо менее приятным.   На выставке представлена, например, фотография взорванного истребителя. Жуткое зрелище, хотя и взгляд оторвать от него сложно.

Впрочем, ХХ век — это не только войны. Ближе к концу столетия многие художники начали обращать внимание на более современные руины — например, на опустевшее муниципальное жилье на окраинах Лондона. Однако как современных художников, которые восхищаются заброшенными многоквартирными домами, так и художников, которые с восторгом смотрели на античные развалины — всех их объединяет желание всматриваться в бездну разрушения. Перед нею равны и многотоэтажки, и античные храмы.

Артем Фестивальный

 

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024