Убийство во спасение или спасение от убийства?
19/07/2014 12:25

Убийство во спасение или спасение от убийства?

На этой неделе парламент сно­ва возвращается к рас­смот­рению проекта закона «О содействии при самоубийстве». Суть его состоит в том, чтобы предоставить врачам право ока­зывать помощь не­излечимо больным людям в уходе из жиз­ни. С двумя важными оговорками: если медицина пришла к выводу, что жить пациенту осталось не более полу­года и если сам он хочет по­скорее закончить свое пребывание на этом свете.

Речь идет, естественно, не просто о тяжелобольных лю­дях, а о тех, кого неминуемо ждет скорый летальный исход и при этом каждая минута жизни сопряжена с невыноси­мыми страданиями. Страда­ния­ми, которые не только ис­тязают тело и душу, но и уни­жают больного.
Идея закона, предложенного бывшим генеральным прокурором лордом Фалконером, состоит в том, чтобы государство имело право в определенных случаях прекращать такие страдания, даруя безнадежно больным людям право умереть с достоинством.

Ясно, что у такого закона немедленно возникла активнейшая оппозиция. В современном обществе есть немало тех, кто считает, что содейст­вие при самоубийстве — это если не убийство, то, во всяком случае, антигуманный шаг. Но, конечно, громче и жестче всех воспротивилась Англиканская церковь, которая, как и другие христианские конфессии, рассматривает человеческую жизнь как дар божий. Ее насильственное прекращение есть тяжелый грех. И хотя в ХХI веке влияние Церкви заметно поубавилось, у ее сторонников хватило голосов, чтобы заблокировать билль в прошлый раз.

Ожидалось, что на этой не­деле противники проекта за­ко­на вновь составят ему сильную оппозицию. Но тут в поддержку идеи эвтаназии не­ожи­данно выступил лорд Джордж Кери — одна из зна­ковых фи­гур британского ис­теблиш­мен­та. Выходец из прос­той рабо­чей семьи Вос­точ­ного Лондон­а, он рано связал свою жизнь с церковью и в течение 11 лет (с 1991 по 2002 год) занимал пост архи­е­пископа Кентер­бер­ийского. Пе­рестав быть духов­ным гла­вой Англиканской церк­ви, лорд Кери занимается науч­ной работой и считается од­ним из самых авторитетных теологов в стране.

До последнего времени Кэри был противником эвтаназии, однако в субботу в пространной статье, опубликованной в газете «Дейли мейл», бывший архиепископ Кентерберийский заявил, что кардинально из­ме­нил свою позицию по этому вопросу и теперь поддержи-вает предлагаемое законодательство. Он подчеркнул, что его расстраивает мысль о бес­смысленном страдании. По­мощь в прекращении страданий безнадежно больного он больше не считает противоречащей духу христианства.

«Факт в том, — пишет лорд Кери, — что прежние философские нормы терпят крах, уступая место новым реали­ям… Стремительное развитие сов­ре­менной медицины, поз-во­ляю­щее значительно прод­ле­вать жизнь неисцелимым боль­ным, стало „этическим по­воротным пунктом“. Эвта-на­зия, по мнению архиепис­копа, может стать для них ми­лосердием.
„Сегодня мы оказались в парадоксальной ситуации, — указывает бывший духовный глава Англиканской церкви, — упрямо отстаивая принцип божественности человеческой жизни, Церковь фактически санкционирует мучения и боль, что противоречит христианской догме надежды на спасение“.

Однако эти аргументы не убеждают действующего ар­хиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби, который ка­тегорически не согласен с предложенным законопроектом, считая его ошибочным и опасным. По его словам, узаконив эвтаназию, государство создаст возможность дополнительного давления на пожилых и тяжелобольных людей с тем, чтобы подтолкнуть их к идее самоубийства.

«Надо быть очень наивным человеком, чтобы не пони­мать, что при наличии такого зако­на те, на чьем попечении на­хо­дятся страдающие от сво­их бо­лезней люди, могут в опре­де­ленных случаях начать убеждать их, что эвтаназия есть освобождение от муче­ний», — заявил Уэлби. Он, ви­димо, имеет в виду недобросовестных сотрудников домов для престарелых и хосписов (а иногда и родственников), которые могут быть заинтересованы в скорейшем избавлении от смертельно больных пациентов.

Кстати, сторонники законопроекта часто ссылаются на пример американского штата Вашингтон, где эвтаназия офи­циально разрешена. Меж­ду тем, как свидетельствуют данные Минздрава США, 61% тех, кто добровольно принял смертельный укол в 2013 го­ду, сделали это потому, что «чувствовали себя обузой для семьи, друзей и медицинских служб».
В случае, если парламента­рии проголосуют за этот за­кон, совершеннолетние неизлечимо больные британцы, которым по прогнозам врачей осталось жить менее полугода, смогут добровольно расстаться с жизнью с медицинской помощью. Правда, для получения юридического разрешения на эвтаназию пациенту придется доказать, что он находится «в здравом уме», а также понадобится заручиться согласием двух врачей.

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024