Анна Павлова: жизнь на пуантах

Анна Павлова: жизнь на пуантах

28 июля в Королевском оперном театре на Ковент Гардене начинается трех­недельный «Мариин­ский се­зон». «Захватывающий, восхитительный, трогательный» – так говорят англичане о петербургском театре.

Именно с порога «Мари­инки» и началась одна из удивительных историй, связавших Россию и Англию, Санкт-Петербург и Лондон. Именно отсюда по всему свету разлетелась слава о русском балете. И первой ее ласточкой была балерина Анна Павлова.

Рожденная на окраине Санкт-Петербурга в 1881 году, в возрасте восьми лет девочка впервые пришла с мамой на балет. Это была «Спящая красавица» Петра Чайковского, поставленная Морисом Пети­па в Мариинском театре. Этот день в жизни Анны определил всю ее дальнейшую судьбу. Когда мама привела Аню в Императорское театральное училище, одноклассницы, из­деваясь над высокой и худой девочкой, обзывали ее шваброй. Но Аня словно тогда уже видела свой дальнейший путь. Ни долгие часы упорных тре­нировок в репетиционном за­ле, ни усталость, ни стертые в кровь ноги не могли остановить маленькую балерину, идущую к своему заветному желанию: танцевать лучше всех! Годы спустя Анна говорила: «Я никогда не позволяла себе лениться»!

В восемнадцать лет Павлова была принята в труппу Мари­инского театра, и в двадцать пять, в 1906 году, стала его Примой. По Питеру расходились слухи об удивительной балерине, умеющей покорить зрителей не только мастерст­вом танца и изящной внеш­ностью, но потрясающей ду­ховной наполненностью образов. Ее способность перевоплощения была невероятной!

Павлова с успехом танце­вала в «Египетских ночах», «Жи­зели», «Баядерке», «Конь­ке-Горбунке», «Шопениане», «Раймонде» и многих других балетах. Один из ее учителей – итальянский хореограф Эн­рико Чекетти говорил о своей ученице: «Я могу обучить любой технике танца, но у Павловой есть что-то такое, чему может научить только Бог»!

В 1907 году, после первой гастрольной поездки балерины в страны Северной Европы, однокурсник и начинающий хореограф Михаил Фокин поставил для Павловой танец «Лебедь», ставший впоследст­вии «Умирающим лебедем». Номер родился едва ли не за считанные минуты, но жив на сцене и доныне. Прима нынешнего Мариинского театра Ульяна Лопаткина говорила, как волновалась, танцуя «Уми­рающего лебедя»: нужно быть очень смелой и технически подготовленной, чтобы суметь удержать планку, поднятую Павловой!
С 1909 года Анна танцевала в знаменитых «Русских сезо­нах» Сергея Дягилева во Фран­ции. Молодой композитор Игорь Стравинский, увидев балерину в роли Жар-Птицы, сказал ей: «Благодаря Вам я понял, какую хорошую музыку написал!»

В 1911 году лондонская пресса так отзывалась о Пав­ло­­вой: «Знаменитая русская танцовщица дебютировала вчера в Паласе, и слово «триумф» было бы слабым выражением ее успеха». Директор Palace theatre Альфред Батт настолько был очарован та­лантом Анны, что решил сделать ее образ символом своего театра, воздвигнув золоченую фигурку танцующей балерины на верхушку театрального ку­пола, видимого чуть ли не от Вестминстера. Сама Павлова суеверно относилась к этой идее и, входя в театр, никогда не смотрела на купол.


Маленькая золотая балерина и по сей день стоит на крыше Victoria Palace theatre, где нынче с успехом идет мю­зикл «Билли Элиот». Это вто­рая по счету скульптура, пос­тавленная в 2006 году взамен оригинальной, исчезнувшей в 1939 году. Есть версия, что металл мог пойти на нужды фронта с Германией.

Расставшись с Дягилевым, в 1912 году Анна Павлова пе­ре­ехала в Лондон. Здесь она создала собственную труппу, и после 1914 года уже никог-да больше не возвращалась в Россию. Со своим мужем и менеджером труппы бароном Виктором Дандре Павлова купила просторный особняк рядом с заброшенным садом на Голдерс Грин. Шарму по­купке придавали слова агента по продажи недвижимости о том, что некогда здесь проживал знаменитый английский живописец Тёрнер. Большой дом был увит огромным старым плющом. Отсюда и пош-ло его название – Ivy House.

Рос­кошная мебель была при­везена из родного Санкт-Пе­тербурга. Из России же были доставлены и лебеди, жившие в пруду возде дома. Один из них, Джон, не подпускал к се­бе никого, кроме хозяйки, и ходил за Анной по пятам, как собака. Балерина же, совершенствуя свой танец, училась у своего любимца лебединым движениям. Хорошо известна фотография, где Джон обнимает своей шеей шею Анны.

Дом на Голдерс Грин стал официальным местом репети­ций балетной труппы Павло­вой. Анна трудилась по 12 часов в день. Тут же изготав­ливались и хранились декорации для спектаклей. Здесь же входили в мир искуства ма­ленькие ученицы из открытой ею школы балета.

Традиции Анны Павловой до сих пор поддерживает Ivy House, где ныне находятся Еврейский культурный центр и детская балетная школа.

На стене доме висит голубая табличка с именем Анны Павло­вой, а в центре пруда с водоплавающими птицами стоит скульптора балерины. Еще одна скульптура – грациозно танцующей Анны в образе Стрекозы – видна прямо с улицы, из-за деревянного забора Ivy House.

Павлова с упехом выступала в лондонских театрах: Royal Opera House, Savoy, Albert Hall, Sadler Wells и других. Европа апплодировала ее уникальному таланту, воздушности полета и эмоциональности танца. «Умирающий лебедь», без показа которого не обходилось ни одно представление, поражал публику в Китае, США, Южной и Цент­ральной Америке, Индии, Япо­нии, Егип­те. Труппа Пав­ловой при­езжала в такие от­даленные места, где люди ни­когда раньше не слыхали о балете! Ей хотели подражать, ею востор­га­лись. Короли уст­раивали приемы в честь пот­рясающей балерины. Конди­теры называли торты ее именем. Гонорары актрисы были самыми высокими в балете тех лет. Чарли Чаплин, с ко­торым Анна была дружна, мечтал сделать ей предложение. Встречаясь, они снимали ресторан на двоих, и Чаплин, шутя, учил балерину танцевать, а она его – носить тросточку.

Один из выдающихся британских хореографов – сэр Фредерик Аштон – решил посвятить свою жизнь балету после того, как подростком увидел выступление Павловой в Эквадоре. Позднее он был свидетелем ее триумфальных выступлений на сцене Ковент Гардена. В преклонном возрасте сэр Аштон вспоминал о Павловой: «На ней всегда бы­ла белая шубка, контрасти­рующая с ее черными волоса­ми. Она выглядела великолеп­но! И ее танец был невероят­ным! Гибкость рук, ве­лико­леп­ные ноги! У нее была пот­рясающая скорость, ко­то­рую нынче редко встретишь в танце. Она была грациозна в жизни и на сцене! Она была самой выдающейся театральной личностью из всех, кого я знал!»

Англичане бережно хранят память о великой русской ба­лерине. В Музее Лондона хранится платье, в котором Анна Павлова танцевала. Стены старинного английского паба «The Gate» в районе Барнет, как и витрины Royal Opera House, украшают фотографии Анны Павловой. Ivy House устраивает выставки, посвя­щен­ные ее жизни и творче­ст­ву. И маленькая зо­лотая бале­рина в районе станции «Вик­то­рия» все танцует и танцует для нас – второе столетие, в любую погоду! Лон­дон стал любимым местом и уютным домом для Анны Пав­ловой. Здесь она нашла свои душевный покой и счастье.

Внезапная пневмония обор­вала жизнь актрисы на гаст­ролях в Гааге в январе 1931 года. Чуть-чуть не дожив до своего пятидесятилетия, Анна покинула этот мир со словами «Принесите мне костюм Лебедя!»

Прах Павловой покоится в закрытом колумбарии лондонского крематория Голдерс Грин. Один из его служащих – Эрик Виллис – является не простым хранителем урны с ее прахом. Эрик разыскивает все, что может пополнить его коллекцию, посвященную жизни и творчеству великой балерины, так глубоко затро­нувшей его сердце, что он да­же посвятил ей свои стихи (перевод Т.Юфит):
АННА ПАВЛОВА
Минуточку постой,
Бегущий неустанно,
Чтоб поклониться той,
Что называлась Анной.
Дрожание крыла
И невесомость танца –
Так Лебедь умирал
Под музыку Сен-Санса,
Так озарялся зал
Стремительной Жар-Птицей,
Так разгорался бал
И просветлялись лица.
Мир с трепетом глядел
На таинство движенья:
То избранных удел –
Не ведать притяженья.
Но унеслась с Земли
Несправедливо рано,
От Питера вдали,
Актрисой-чужестранкой.
И Лондон, что звала
Духовною столицей,
Хранит ее крыла,
Покуда Время длится!

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked with *

Cancel reply

This site uses cookies and different analytics technologies to monitor how you interact with our Website or obtain data from third parties and collect your browser technical configuration data. Please visit our privacy policy to find more information about cookies.